Формирование универсальных умений деятельности школьников в
деятельности МОУ «Тойбохойская СОШ
им. Г.Е.Бессонова»
МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» Сунтарского улуса – одна из старейших
школ Сунтарского улуса и РС(Я), ныне отметившая 125 – летний юбилей, «Лучшая
школа России» 2002 года, обладатель Гранта Президента РФ 2006 года. Школа в
республике в числе первых апробировала эксперименты по ЕГЭ, по совершенствованию
структуры и содержания общего среднего образования, по профильному обучению и
внедрению нормативной системы оплаты труда учителей.
По развитию универсальных умений деятельности у обучающихся в нашей школе также
ведется работа по следующим направлениям:
1. Учебно – воспитательный процесс.
2. Учебно – производственная и предпринимательская деятельность.
3. Развитие научно – методических и исследовательских способов деятельности.
4. Дополнительное образование как средство развития универсальных учебных
действий.
5. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
6. Информационно – коммуникационные педагогические технологии.
1. Учебно – воспитательный процесс
В учебно – воспитательной работе в МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» с
1996 года ведется профильное социально – экономическое и естественно –научное
обучение. Профильное обучение представлено практикоориентированными предметами,
их экономическим компонентом, элективными курсами, спецкурсами, практикумами,
дополнительным образованием.
Стало традицией ведение практикумов и спецкурсов преподавателями
Финансово-экономического института ЯГУ им. М.К.Аммосова и Якутского торгово –
экономического колледжа потребительской кооперации.
В учебно – воспитательном процессе школы применяются следующие педагогические
технологии, позволяющие говорить о деятельностном подходе на уроках:
• Информационно – коммуникационные технологии
• Проектная технология
• Уровневая дифференциация
• Обучение на основе учебных ситуаций
• Развивающее обучение по системам Д. Б.Эльконина, Давыдова, Л.В. Занкова;
• Продуктивная технология сатабыл
С 2003 года в школе работает «Тойбанк» как мониторинг учебной и трудовой
деятельности обучающихся. Школьный банк и школьная финансовая система моделируют
товарно – денежные отношения, существующие в современном обществе и стимулируют
обучающихся к учебной и трудовой деятельности.
С 2003 года наша школа является республиканской экспериментальной площадкой по
экономическому воспитанию школьников. 6 детских садов и 7 школ Сунтарского и
Верхневилюйского улусов республики вошли в состав сетевого объединения «ТЕМП»
(научный руководитель к.п.н. П.П.Кондратьев). В эксперименте участвуют 275
дошкольников, 1263 школьника, 1882 родителя и 265 педагогических работников. Об
актуальности этого эксперимента было отмечено в докладе министра образования РС(Я)
Габышевой Ф.В. на августовском совещании работников образования 2008 года. В
2008 году эксперимент вышел на новый этап своего развития - к реализации новой
программы эксперимента по продуктивной технологии сатабыл как подготовка к
переходу на государственный образовательный стандарт второго поколения. По
промежуточным результатам эксперимента в 2007 году вышла книга П.П.Кондратьева
«ТЕМП – ТЭТИМ».
2. Учебно – производственная и предпринимательская деятельность
В процессе трудовой и предпринимательской деятельности у обучающихся формируются
следующие универсальные учебные умения: правильно учитывать и контролировать
свой труд, сравнивать экономические показатели – фактические данные с
проектными, которые отражены в бизнес-плане, работать с документацией,
содержащей экономические показатели, организовывать и поддерживать порядок на
рабочем месте, соблюдать требования производственной технологии, правила техники
безопасности, производственной санитарии и гигиены труда, ценить время,
определять затраты рабочего времени на выполненную работу, экономить и беречь
материальные ценности, использовать лучшие и эффективные приемы и методы труда,
трудиться производительно. Развиваются такие качества как деловитость,
бережливость, расчетливость, предприимчивость, коммуникативность,
компромиссность, увлеченность, настойчивость, внимательность, аккуратность,
целеустремленность, порядочность, уверенность в себе, инициативность,
изобретательность и другие.
3. Развитие научно-методических и исследовательских способов деятельности
Наблюдается повышение интереса школьников к научно – исследовательской работе,
что свидетельствует о повышении у обучающихся уровня формирования универсальных
учебных действий.
Они успешно участвуют в НПК «Первые шаги», «Шаг в будущее», «Тюркский мир»,
Чиряевские, Тобуроковские, Бессоновские, Кононовские, Поповские, Чугуновские,
Романовские чтения, проводимые в школах Сунтарского и Верхневилюйского улусов, в
г. Якутске. Школьное научное общество обучающихся «Эрудит» совместно с Физико –
техническим и Финансово –экономическим институтами ЯГУ им. М.К.Аммосова
воспитывает молодых исследователей. Старшеклассники являются победителями
республиканского и российского этапов НПК «Шаг в будущее». Семенова Сардана
участвовала на Всероссийской НПК «Шаг в будущее», Осипов Слава – на
международной выставке юных исследователей в Испании.
4. Дополнительное образование как средство развития универсальных учебных
действий
В МОУ организована внеучебная деятельность по формированию у школьников
универсальных учебных действий по продуктивной технологии «Сатабыл». Это
различные кружки, секции, дополнительное образование старшеклассников по
получению специальностей.
Условно характер кружков и секций можно склассифицировать по след. направлениям:
· прикладные
· художественно – эстетические
· интеллектуальные
· творческие
· оздоровительные
· правовые
· спортивные
В школе ведется дуальное образование по специальностям «Повар – кондитер»,
«Продавец продовольственных товаров», «Тракторист – машинист 3 класса категории
ВСЕ», «Водитель автотранспортных средств категории А и В».
5. Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают следующие аспекты:
степень распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений
(анкетный опрос), физическое развитие учащихся, их заболеваемость, физическая
подготовленность, питание, комплексная оценка состояния здоровья. На уроках и во
внеурочное время ведется работа по формированию и ведению здорового образа
жизни.
6. Информационно – коммуникационные педагогические технологии
Развитие информационной культуры обучающихся и педагогов– главная цель
деятельности школы в данном направлении. Коллектив школы принимает участие в
различных дистанционных совещаниях, чат – конференциях. В 2007 - 2008 году
создан сайт школы, виртуальный музей школы, объединения «ТЕМП».
Удельный вес педагогов, использующих в своей работе ИКТ: 89% педагогов являются
опытными пользователями персонального компьютера. Педагоги пользуются текстовым
редактором, базами данных, динамическими таблицами, редактором презентаций,
мультимедийными источниками, электронной почтой, Интернетом и интерактивными
досками.
Таким образом, в МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» начата подготовка к
апробации федеральных государственных стандартов второго поколения в части
формирования универсальных умений деятельности.
Зам. директора по НМР Леонтьева Пальмира Егоровна