Формирование универсальных умений деятельности школьников в деятельности МОУ «Тойбохойская СОШ
им. Г.Е.Бессонова»



МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» Сунтарского улуса – одна из старейших школ Сунтарского улуса и РС(Я), ныне отметившая 125 – летний юбилей, «Лучшая школа России» 2002 года, обладатель Гранта Президента РФ 2006 года. Школа в республике в числе первых апробировала эксперименты по ЕГЭ, по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, по профильному обучению и внедрению нормативной системы оплаты труда учителей.
По развитию универсальных умений деятельности у обучающихся в нашей школе также ведется работа по следующим направлениям:
1. Учебно – воспитательный процесс.
2. Учебно – производственная и предпринимательская деятельность.
3. Развитие научно – методических и исследовательских способов деятельности.
4. Дополнительное образование как средство развития универсальных учебных действий.
5. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
6. Информационно – коммуникационные педагогические технологии.

1. Учебно – воспитательный процесс
В учебно – воспитательной работе в МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» с 1996 года ведется профильное социально – экономическое и естественно –научное обучение. Профильное обучение представлено практикоориентированными предметами, их экономическим компонентом, элективными курсами, спецкурсами, практикумами, дополнительным образованием.
Стало традицией ведение практикумов и спецкурсов преподавателями Финансово-экономического института ЯГУ им. М.К.Аммосова и Якутского торгово – экономического колледжа потребительской кооперации.
В учебно – воспитательном процессе школы применяются следующие педагогические технологии, позволяющие говорить о деятельностном подходе на уроках:
• Информационно – коммуникационные технологии
• Проектная технология
• Уровневая дифференциация
• Обучение на основе учебных ситуаций
• Развивающее обучение по системам Д. Б.Эльконина, Давыдова, Л.В. Занкова;
• Продуктивная технология сатабыл
С 2003 года в школе работает «Тойбанк» как мониторинг учебной и трудовой деятельности обучающихся. Школьный банк и школьная финансовая система моделируют товарно – денежные отношения, существующие в современном обществе и стимулируют обучающихся к учебной и трудовой деятельности.
С 2003 года наша школа является республиканской экспериментальной площадкой по экономическому воспитанию школьников. 6 детских садов и 7 школ Сунтарского и Верхневилюйского улусов республики вошли в состав сетевого объединения «ТЕМП» (научный руководитель к.п.н. П.П.Кондратьев). В эксперименте участвуют 275 дошкольников, 1263 школьника, 1882 родителя и 265 педагогических работников. Об актуальности этого эксперимента было отмечено в докладе министра образования РС(Я) Габышевой Ф.В. на августовском совещании работников образования 2008 года. В 2008 году эксперимент вышел на новый этап своего развития - к реализации новой программы эксперимента по продуктивной технологии сатабыл как подготовка к переходу на государственный образовательный стандарт второго поколения. По промежуточным результатам эксперимента в 2007 году вышла книга П.П.Кондратьева «ТЕМП – ТЭТИМ».

2. Учебно – производственная и предпринимательская деятельность
В процессе трудовой и предпринимательской деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные учебные умения: правильно учитывать и контролировать свой труд, сравнивать экономические показатели – фактические данные с проектными, которые отражены в бизнес-плане, работать с документацией, содержащей экономические показатели, организовывать и поддерживать порядок на рабочем месте, соблюдать требования производственной технологии, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда, ценить время, определять затраты рабочего времени на выполненную работу, экономить и беречь материальные ценности, использовать лучшие и эффективные приемы и методы труда, трудиться производительно. Развиваются такие качества как деловитость, бережливость, расчетливость, предприимчивость, коммуникативность, компромиссность, увлеченность, настойчивость, внимательность, аккуратность, целеустремленность, порядочность, уверенность в себе, инициативность, изобретательность и другие.

3. Развитие научно-методических и исследовательских способов деятельности
Наблюдается повышение интереса школьников к научно – исследовательской работе, что свидетельствует о повышении у обучающихся уровня формирования универсальных учебных действий.
Они успешно участвуют в НПК «Первые шаги», «Шаг в будущее», «Тюркский мир», Чиряевские, Тобуроковские, Бессоновские, Кононовские, Поповские, Чугуновские, Романовские чтения, проводимые в школах Сунтарского и Верхневилюйского улусов, в г. Якутске. Школьное научное общество обучающихся «Эрудит» совместно с Физико – техническим и Финансово –экономическим институтами ЯГУ им. М.К.Аммосова воспитывает молодых исследователей. Старшеклассники являются победителями республиканского и российского этапов НПК «Шаг в будущее». Семенова Сардана участвовала на Всероссийской НПК «Шаг в будущее», Осипов Слава – на международной выставке юных исследователей в Испании.

4. Дополнительное образование как средство развития универсальных учебных действий
В МОУ организована внеучебная деятельность по формированию у школьников универсальных учебных действий по продуктивной технологии «Сатабыл». Это различные кружки, секции, дополнительное образование старшеклассников по получению специальностей.
Условно характер кружков и секций можно склассифицировать по след. направлениям:
· прикладные
· художественно – эстетические
· интеллектуальные
· творческие
· оздоровительные
· правовые
· спортивные
В школе ведется дуальное образование по специальностям «Повар – кондитер», «Продавец продовольственных товаров», «Тракторист – машинист 3 класса категории ВСЕ», «Водитель автотранспортных средств категории А и В».

5. Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают следующие аспекты: степень распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений (анкетный опрос), физическое развитие учащихся, их заболеваемость, физическая подготовленность, питание, комплексная оценка состояния здоровья. На уроках и во внеурочное время ведется работа по формированию и ведению здорового образа жизни.

6. Информационно – коммуникационные педагогические технологии
Развитие информационной культуры обучающихся и педагогов– главная цель деятельности школы в данном направлении. Коллектив школы принимает участие в различных дистанционных совещаниях, чат – конференциях. В 2007 - 2008 году создан сайт школы, виртуальный музей школы, объединения «ТЕМП».
Удельный вес педагогов, использующих в своей работе ИКТ: 89% педагогов являются опытными пользователями персонального компьютера. Педагоги пользуются текстовым редактором, базами данных, динамическими таблицами, редактором презентаций, мультимедийными источниками, электронной почтой, Интернетом и интерактивными досками.

Таким образом, в МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» начата подготовка к апробации федеральных государственных стандартов второго поколения в части формирования универсальных умений деятельности.

 

Зам. директора по НМР Леонтьева Пальмира Егоровна

Hosted by uCoz