Министерство образования РС(Я)

МКУ “Муниципальный орган управления образоввания” администрации МР “Сунтарский улус (район)”

ГОУ ЦДОД “Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е.Бессонова”

МБОУ “Тойбохойская СОШ им.Г.Е.Бессонова”

 

 

 

Виртуальный музей Г.Е.Бессонова: реальность и перспективы

 

 

 

Васильева В.П., учитель истории

 высшей категории,

отличник образования РС(Я)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тойбохой, 2012

 

Введение

1.      Виртуальный музей – новая реальность

2.      Организация работы виртуального музея

3.      Виртуальный музей – одна из форм реализации требований ФГОС нового поколения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музейная педагогика - это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения. В последние годы в педагогической науке и практике все чаще можно встретить другой термин — педагогика музейной деятельности, который, несмотря на свою «молодость», уже прочно вошел в оборот. Под ним понимается освоение способов познания мира, адекватных природе музея, способность личности переносить этот опыт на все сферы собственной деятельности. При этом организаторами такой познавательной исследовательской работы выступают педагоги, которые работают в тесном сотрудничестве со специалистами музея.

Перспективы  для развития музейной педагогики связаны с освоением виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики.

Создаются виртуальные музеи или веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии. Поначалу появились сайты реальных музеев. Затем собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога.

История Тойбохойской школы и наслега неразрывно связаны с именем Г.Е.Бессонова с 30-х гг. ХХ в. Георгий Евдокимович работал пионервожатым, учителем, завучем детдома, директором юннатской станции, был активным участником общественных дел села. По инициативе учителя-новатора педколлектив, учащиеся школы, общественность наслега работали в заложении ботанического сада, создании краеведческого музея и озеленении наслега. Ныне село Тойбохой один из самых зеленых сёл улуса, республики. Тойбохойский музей известен не только в улусе, но и в республике и по всей России. С экспозицией музейного комплекса Г.Е.Бессонова интересуются многие и не все желающие имеют возможность посетить его. Поэтому создание виртуального музея Г.Е.Бессонова может стать популярным для пользователей Интернета.

Цель создания виртуального музея:

1.      Ознакомление широкого слоя населения с жизнью и деятельностью Георгия Евдокимовича, результатами деятельности известного педагога, а также о продолжении дела Г.Е.Бессонова педагогами и обучающимися Тойбохойской средней общеобразовательной школы им. Г.Е.Бессонова.

2.      Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников на примере жизни и деятельности Героя социалистического труда Г.Е.Бессонова.

3.      Организация исследовательской работы и создание проектов на основе богатого материала музейного комплекса.

Педагогами и обучающимися школы, сотрудниками музейного комплекса ведутся исследовательские работы, проводятся научные конференции. В этой области создан богатый и интересный материал, но результаты труда остаются нередко неиспользованными. Создаваемый виртуальный музей может послужить службу в публикации исследований и пропагандировать работу музейного комплекса.

 

 

1.      Виртуальный музей – новая реальность

 

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое.

Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея в отличие от реального организационно не существует, но все же это музей, т.к. соответствует определениюмузей — постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретение, исследованием, хранением, популяризацией, экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания, в целях изучения, образования, и удовлетворение духовных потребностей. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для виртуального музея служит реальный музей и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.). Но создатели виртуального музея,  создавая свой особый виртуальный музей, привносят что-то свое.

Особенностью виртуального музея является также и то, что зритель (он же пользователь) посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с виртуальным музеем личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании.

Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой "сценарий": это его структура, план, карта, но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку.

Разделы, экспозиции и архив виртуального музея постоянно пополняются, тематические экскурсии дополняются, корректируются, идет постоянное усовершенствование работы виртуального музея.

Как и музей реальный виртуальный музей выполняет следующие основные функции:

1.                      комплектование;

2.                      научно-исследовательская функция;

3.                      образовательная функция;

4.                      экспозиционная функция.

 

 

2.      Организация работы виртуального музея

 

На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать что-то новое, неведомое ранее зрителю стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.

Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, учителя могут создавать и проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. Таким образом, с повсеместным распространением ИКТ открываются новые возможности для творческой деятельности педагогов и обучающихся.

Виртуальные экскурсии помогают учащимся легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. Ведь проведение экскурсий в реальном пространстве музея требует большого профессионального мастерства, умения владеть собой в незнакомой обстановке, держать внимание слушателей во время выступления или экскурсии.

Однако не следует абсолютизировать «продвинутое» виртуальное общение с ценностями культуры, так как любое общение учеников с материалами музея через Интернет является суррогатом настоящего восприятия музейного экспоната. И поэтому работа с материалами музея в сети Интернет должна осуществляться либо как подготовительная к восприятию данного экспоната в реальности, либо в качестве замены его восприятия при невозможности увидеть его в подлиннике. При этом самое главное на данном этапе сформировать у учащихся интерес и желание проверить свои впечатления в живом общении с музеем.

При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной. Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала учитель должен ознакомиться с информацией сайта. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания они должны выполнить. Если вы хотите подготовить и провести урок или внеклассное мероприятиев форме виртуальной экскурсии, то он может включать следующие основные этапы:

·                    оргмомент, целеполагание и мотивация;

·                    виртуальная экскурсия или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту;

·                    выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем;

·                    выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока;

·                    рефлексия.

В настоящее время наблюдается заметный интерес к проектной технологии, под которой понимают совокупность учебно-познавательных приемов и методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. В связи с этим можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои знания, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности.

Как и разработка любого проекта подготовка виртуальной экскурсии будет эффективной при реализации следующих учебно-методических подходов. Во-первых, это индивидуальный подход, следует учитывать индивидуальные особенности школьников. Во-вторых, инженерно-педагогический подход, который предполагает этапность работы над созданием виртуальной экскурсии. С учетом этого подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов:

· диагностический,

· подготовительный,

· исполнительский,

· заключительный,

· аналитический.

Материалы проектной деятельности помогут постоянному и систематическому обогащению содержания виртуального музея. Школьники, занимаются исследовательской и общественно-полезной деятельностью, т.е. практико-ориентированной деятельностью по формированию универсальных учебных действий, что является одной из главных требований ФГОС нового поколения.

Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для каждого учащихся (групп учащихся) разрабатывается индивидуальный маршрут деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и т.д.).

На подготовительном этапе определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.

В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. После того как учащиеся отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый из них составить карточку. В случае если во время выступления учащийся забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами и в ней может быть представлена следующая информация:

·         наименование объекта;

·         историческое событие, с которым связан экспонат, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес;

·         описание памятника;

·         источник сведений о памятнике.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологический, тематический или тематико-хронологический последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учащихся, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего на аналитическом этапе необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления.

Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

 

3.      Виртуальный музей – одна из форм реализации требований ФГОС нового поколения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников

 

Федеральный государственный стандарт второго поколения по истории в основной школе одной из важных целей ставит воспитание патриотизма, уважение к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим традициям. Помочь в реализации этих целей может историческое краеведение, которое предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностей и общих закономерностей, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведение воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и определяет представление о месте родного края в регионе, в России.

Историческое краеведение позволяет систематизированно обратиться к изучению истории родного края, биографиям выдающихся земляков. Все это, несомненно, послужит целям гражданского и патриотического воспитания учеников.

В успешном претворении требований ФГОС по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию можно весьма успешно использовать современную информационно-компьютерную технологию через создание виртуального музея. В наше время информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Поэтому объединение исторического краеведения и информатики предоставляет возможность посетить виртуальный музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием.

На основе имеющихся материалов на сайте МБОУ «Тойбохойская СОШ имени Г.Е.Бессонова» можно создать виртуальный музей Г.Е.Бессонова, который будет  иметь следующие разделы:

1.                                     Г.Е.Бессонов – педагог-новатор, учитель-энтузиаст

·         Страницы жизни

·         Годы трудовой деятельности

·         Награды и звания

·         Общественная деятельность

·         Публикации

·         Прошлое и настоящее краеведческого музея

2.                                     Экскурсии:

·         Животный мир Якутии

·         Полезные ископаемые Якутии

·         Палеонтология. Динозавры.

·         Хлеб всему голова (музей хлеба)

·         Чудеса вокруг нас (музей курьезы природы)

·         Дружба не знает границ

·         В мире прекрасного (картинная галерея)

·         Якутская юрта (краеведческий музей)

·         «Сир киэнэ кэрэтэ – Тойбохой» (Лучшие места с.Тойбохой»

3.                                     Исследовательская работа школьников

4.                                     Продолжаем дело Г.Е.Бессонова

·         Музейная педагогика (учителя начальных классов Тойбохойской школы)

·         Краеведение в системе учебно-воспитательной работы (из опыта начальных классов Тойбохойской школы)

·         Сетевой проект по краеведению «Тур домой» (Сунтарская начальная, Тойбохойская, Кемпендяйская, Тюбяй-Жарханская школы)

·         Проект учителей гуманитарного цикла Тойбохойской школы и сотрудников Тойбохойского историко-краеведческого комплекса “Школа в музее”

5.                                     Школа имени Г.Е.Бессонова

6.                                     Бессоновские чтения

 

Материалы виртуального музея Г.Е.Бессонова созданы в программах Microsoft Word и Power Point и потому просты и удобны для пользования. Каждый раздел можно обновить, дополнить или исправить, ввести материалы своих исследований и проектов. Таким образом, виртуальный музей является открытым для всех пользователей.

 

 

Заключение

 

При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей – это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов.

Таким образом, виртуальный музей – это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бессонов Г.Г. В поисках нового. Из опыта краеведческой, интернациональной и музейной работы. - Якутск, 1989.
  2. Бессонов Г.Е. Так было. – Якутск, 1991.
  3. Бессонов Г.Е. Каждой школе – уголок живой природы. Из опыта работы уголка живой природы Тойбохойской школы и станции юных натуралистов. – Якутск, 1992
  4. Бессонов Г.Е. Каждой сельской школе – свой учебно-опытный участок.Из опыта работы учебно-опытного участка Тойбохойской школы Сунтарского улуса. – Якутск, 1993.
  5. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие по реализации Государственной программыв «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2—1-2005 годы». – Москва, 2004.
  6. Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников. – Москва, 1981.
  7. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. – Минск, 1989.
  8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – Москва, 1997
  9. Интернет-ресурсы:

Интернет-портал ПроШколу.ru

Сайт Тойбохойской школы

Сайт “Герои страны”

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://www.sakha.gov.ru/node/67427

 

Hosted by uCoz