Открытый урок во втором классе.( 31.01.2013г).

Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Постановка темы урока.  (Обобщающий урок. Парные согласные)

Учитель: Когда я сегодня шла на урок, меня остановил незнакомец , очень странного вида, и вручил мне письмо. (Учитель читает письмо.)

            Дорогие ребята!

К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:

1)      это звуки, которые произносятся с помощью голоса и  шума;

2)      в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;

3)      прячутся в корне слова.

Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.

Следствие поручено Корнею Корнеевичу.

Он просит найти среди вас помощников – секретных агентов, которые помогут отыскать и обезвредить этих нарушителей.

                                                                           Начальник отдела по борьбе с нарушителями.

Какое странное письмо… А какими качествами должны обладать секретные агенты?

Д. Быть наблюдательными, хорошо видеть и слышать.

У. Ну как, поможем Корнею Корнеевичу? Я повторю приметы нарушителей, а вы подумайте о чём идёт речь. Итак: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным меняют свою внешность, а точнее – звучание; 3) прячутся в корне слова.

Д. Это парные согласные.

У. Правильно. Именно о них будем говорить.

3   ЧИСТОПИСАНИЕ.

У. Какие парные согласные мы знаем? Давайте ещё раз их повторим и запишем, то есть составим фоторобот наших преступников. Чтобы никого не пропустить, будем идти по алфавиту. (Дети называют буквы, учитель записывает их на доске.) Запишите эти буквы на первой строчке. (Дети выполняют задание).Б В Г Д Ж З.

- Кто скажет, чем похожи эти согласные?

Д. Это буквы, которые обозначают на письме звонкие согласные звуки. Они образуются с помощью голоса и шума , поэтому называются звонкими…

У. Запишите к каждому согласному пару. Дети дописывают на 2-й строчке.П Ф К Т Ш С.

У. Что за буквы записаны во второй строчке?

Д. Они обозначают звуки, которые образуются с помощью шума. Эти звуки потеряли свой голос, поэтому стали глухими.

4. Закрепление пройденного материала.

У. Какие звуки всё время от нас прячутся, маскируются?

Д. Звонкие согласные – в конце слова и перед согласным оглушаются.

У. Приведите примеры.

Д. Зуб-суп, шубка-шапка…

У. Мы продолжим вести расследование. Сейчас я посмотрю, как вы хорошо слышите и различаете согласные звуки. Запишите слова: мост флаг шар нож. (Дети выполняют задание) Хороший агент должен знать нарушителей в лицо. Назовите непарные звонкие согласные, которые встречаются в записанных словах.

Д. М Л Р Н

У. Подчеркните парные звонкие согласные двумя чертами, глухие – одной.

Д. Мост, флаг, шар, нож.

5. Словарная работа.

У. Наши нарушители замаскировались, нужно их отыскать.

На доске:

                                                            горат

                                                            завот

                                                            марос

Кто отгадал слова?

Д. Город, завод, мороз.

У. Запишите их в столбик, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.      (Один ученик работает у доски).

- Какая ещё орфограмма здесь встретилась?

Д. Парный согласный на конце слова.

У. Можно ли проверить этот согласный?

Д. Да, можно.

У. Запишите проверочные слова.

Д.  Город – города,

     Завод – заводы,

     Мороз – морозы.

У. Какой способ проверки вы использовали?

Д. Изменили слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

У. Кто же помог нам обезвредить преступников?

Д. Гласный

У. Отгадайте новые слова.

На доске запись:

                                                ОЗАБВТЕРАДК

 

Д. Обед, завтрак.

У. Подберите проверочные слова для парных согласных и запишите эти слова.

Д. Обед – обедать: завтрак – завтракать.

6. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа.

У. А теперь вам самим предстоит обезвредить нарушителей. Прочитайте текст на карточках, найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите их в тетрадь без ошибок, подберите проверочные слова. Не забудьте подчеркнуть орфограммы. (Дети самостоятельно выполняют задание).

На листочках написан текст с ошибками (два уровня сложности).

В одном 6 орфограмм, в другом – 8. Оставлено место для работы над ошибками.

Вариант 1.                             Уже потемнел снек.

                                                           На реке треснул лёт.

                                                           Растаял снешный сугроп.

                                                           Морос не щиплет детей за ноз.

                                                           Это наступила весна.

 

Вариант 2.                             Уже потемнел снек.

                                                           На реке треснул лёт.

                                                           Растаял снешный сугроп.

                                                           Морос не щиплет детей за ноз.

                                                           Дети сняли варешки и шупки.

                                                           Это наступила весна.

8. Итог урока.

У. Назовите ещё раз приметы преступников.

Д. Звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума.

-Имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание.

            -Прячутся в корне слова.

У. Ещё раз скажите, кто вам помогал обезвреживать наших преступников – парных согласных в корне слова?

Д. Гласные.

У. Помогли ли вы Корнею Корнеевичу?

Д. Да.

У. Молодцы!

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

 

    

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Вариант 1.                             Уже потемнел снек.

                                                           На реке треснул лёт.

                                                           Растаял снешный сугроп.

                                                           Морос не щиплет детей за ноз.

                                                           Это наступила весна.

                                                                                                                                                                                                                                          

            Вариант 2.                             Уже потемнел снек.

                                                           На реке треснул лёт.

                                                           Растаял снешный сугроп.

                                                           Морос не щиплет детей за ноз.

                                                           Дети сняли варешки и шупки.

                                                           Это наступила весна.

 

 

Hosted by uCoz