ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКЕ
1. Общие положения
В своей деятельности школьная медиатека руководствуется документами и нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Республики Саха (Якутия) и другими соответствующими документами.
Медиатека, являющаяся структурным подразделением школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с «Программой развития школы на 2008-2011 годы».
Медиатека является центром педагогической информации на уровне школы, способствует формированию культуры личности обучающихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
Медиатека доступна и бесплатна для читателей: обучающихся, учителей и других работников школы. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
Государственная или иная структура в деятельность медиатеки не допускается.
Порядок доступа к фондам медиатеки и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяется в Правилах пользования медиатекой.
В медиатеке имеются определенные рабочие зоны:
1. Компьютерная зона – это часть помещения, где обучающиеся могут самостоятельно получать информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с обучающимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте.
2. Видеотека – это рабочая зона, где имеется возможность для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией.
3. Фоно – и диатеки имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов, кодопозитивов и работы с фоно – и магнитными записями.
4. Медиатека имеет помещение для читального зала, хранения фонда книг, периодики и места для тиражирования материалов на копировально-множительной технике.
2. Задачи медиатеки
Задачами школьной медиатеки являются:
ü Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.
ü Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
ü Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и прочих электронных носителей).
ü Осуществляет взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации.
ü Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей учеников) по доставке информации о достижениях психологической науки, новых педагогических и информационных технологий.
ü Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
ü Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышения оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
ü Оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей в образовательных проектах.
3. Направления деятельности школьной медиатеки
ü Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети.
ü Разработка, приобретение программного обеспечения.
ü Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях.
ü Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров.
ü Создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту.
ü Оказание практической помощи учителям при проведении занятий с использованием различных информационных средств обучения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы.
ü Создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео- и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
ü Введение необходимой документации по учету фонда медиатеки и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
ü Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.
ü Участие в работе ведомственных (межведомственных), библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками и медиатеками с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
ü Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава фонда медиатеки.
ü Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
ü Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
4. Порядок пользования медиатекой
ü Запись читателей проводится в медиатеке. Обучающиеся, сотрудники и учителя записываются в медиатеку по списку, имеющемуся в банке информации школы.
ü На каждого читателя заполняется электронная карточка установленного образца.
ü При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования медиатекой.
ü Читательские и книжные электронные формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации.
ü Обмен произведений печати производится по графику работы медиатеки.
5. Права и обязанности пользователей медиатеки.
Пользователи медиатеки имеют право:
ü Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых медиатекой услугах.
ü Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом медиатеки; получать консультацию и помощь в поиске и выборе источников информации; получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или другим оборудованием.
ü Участвовать в проводимых медиатекой мероприятиях.
Пользователи медиатеки обязаны:
ü Соблюдать правила пользования медиатекой.
ü Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать пометок и подчеркиваний), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.
ü Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки; пользоваться ценными и справочными документами только в помещении медиатеки.
ü Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение – обучающиеся 1-4 классов).
ü Возвращать документы в медиатеку в установленные сроки.
ü Заменять документы медиатеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования медиатекой.
ü Полностью рассчитаться с задолженностью в медиатеке по истечении срока обучения в школе.
6. Финансовая и хозрасчетная деятельность школьной медиатеки
ü Финансирование медиатеки осуществляется за счет основных средств бюджета - сотрудники медиатеки являются штатными сотрудниками школы.
ü Медиатека осуществляет приобретение, разработку и адаптацию программных средств, видеоматериалов на бюджетные и внебюджетные средства.
7. Структура и штаты
Структура и штаты медиатеки, условия и порядок оплаты труда определяются в соответствии с действующим законодательством и штатным расписанием школы.
Медиатеку курирует заместитель директора по НМР, который организует работу медиатеки и несет ответственность за ее состояние и деятельность.
Структура штатного расписания школьной медиатеки:
Заведующий библиотекой;
Техник-лаборант.
Куратор медиатеки:
1. Отвечает за эффективность деятельности медиатеки как структурного подразделения школы и определяет перспективы ее развития, выбирает методы и средства проведения этой деятельности, пути решения поставленных перед медиатекой задач.
3. Осуществляет руководство по вопросам, предусмотренным в плане медиатеки, как части плана учебно-воспитательной работы школы, формулирует конечные цели и предполагаемые результаты и принимает непосредственное участие в проведении важнейших работ.
4. Организует обучение учащихся и педагогического коллектива работе с телекоммуникациями, участие детей и учителей в телекоммуникационных образовательных проектах, подключение учителей к работе в методической конференции телекоммуникационной сети.
5. Проводит отслеживание передачи информации о телекоммуникационных поступлениях педагогическому коллективу и учащимся. Производит выемку и приемку писем, следит за их своевременной отправкой. Осуществляет их распечатку и ксерокопирование, размещение на информационный стенд. Консультирует учителей и обучающихся по техническому вводу текстов, при работе с телекоммуникациями. Информирует педагогический коллектив о новых методических работах, размещенных в телекоммуникационных конференциях.
6. Участвует в работе по анализу деятельности обучающихся и учителей в ИКТ – проектах.
Заведующий библиотекой:
Дополнительно к должностным обязанностям, которые определяются Типовым положением о библиотеке общеобразовательной школы (08.09.2004г.), вводятся следующие:
1. Организует и ведет компьютерную справочно-библиографическую службу.
2. Осуществляет дифференцированное обслуживание обучающихся и педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно-библиографической службы (каталог школьной библиотеки, информационная база данных).
3. Оказывает техническую помощь обучающимся и учителям в их самостоятельной работе с ПК, в размножении ими по мере надобности материалов на ксерокопировальной технике.
4. Отвечает за состояние оборудования медиатеки, за соблюдением трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка, а также выполняет отдельные задания по поручению заместителя директора по НМР - ответственного за медиатеку.
5. Участвует в работе по анализу деятельности обучающихся и учителей с компьютерными программами: помогает проводить анкетирование, готовит материалы к общему обзору деятельности в медиатеке, ведет журнал ежедневного посещения и деятельности компьютерной рабочей зоны медиатеки.
6. Осуществляет рекламную деятельность, связанную с поступлением в медиатеку компьютерных программ, через выступления на педсоветах и заседаниях методических объединений.
Техник - лаборант:
1. Проводит экспертизу (совместно с учителями-предметниками и заведующей библиотекой) и формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы всех пользователей школьной медиатеки, фонда вспомогательных программ для обеспечения сервисных услуг.
2. Ведет единую базу данных (видео-, магнитозаписи, компьютерные программы, диафильмы, диапозитивы, книги) по всем направлениям деятельности медиатеки за счет переноса информации с рабочих дискет других сотрудников медиатеки. «Архивирует» программное обеспечение, имеющееся в медиатеке.
3. Осуществляет помощь обучающимся, учителям и сотрудникам медиатеки в их самостоятельной деятельности с компьютерными программами (по коррекции и обобщению знаний, с информационными базами данных, с каталогом средств информации, текстовыми редакторами). Принимает участие в создании компьютерных «заставок» для школьных видеопрограмм, создаваемых в соответствии с планом работы медиатеки.
4. Консультирует обучающихся и учителей по правилам использования компьютера в медиатеке.
8. Права и обязанности сотрудников медиатеки
1. Организовывать совместные заседания сотрудников медиатеки с педагогическим коллективом по согласованию с администрацией школы (директором, заместителями директора, руководителями методических объединений) для обсуждения своей программы работы как части общешкольной программы.
2. Поддерживать и организовывать совместную деятельность участников образовательного процесса в целях удовлетворения потребностей образования, связанных с индивидуализацией обучения, с обогащением учебных планов, стимулированием инициативы обучающихся, развития их интеллекта, помощью в организации и проведении коллективной работы, с возможностью свободного выбора и доступа к любому виду информации и с самообразованием каждого участника учебно-воспитательного процесса.