Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальный район «Сунтарский улус (район)»

Муниципальный район «Верхневилюйский  улус (район)»

Открытый республиканский конкурс инновационных образовательных проектов и программ на Грант Президента РС(Я)

г. Якутск

19 – 21 октября 2010 года

ОТЧЕТ

сетевого объединения «ТЕМП»

2010 год

ЗАЯВКА

сетевого объединения «ТЕМП» Сунтарского и Верхневилюйского улусов для отчета РЭП по теме «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики (Продуктивная технология «Сатабыл»)»

Общая информация об образовательных учреждениях сетевого объединения «ТЕМП»

Название (по Уставу МОУ и МДОУ)

 МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова»

МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова

МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова»

МОУ «Куокунинская СОШ»

МОУ «Намская СОШ» им. Н.С. Романова

МОУ «Харбалахская СОШ» им. Н.Г. Золотарева

МОУ «Балаганнахская ООШ»

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», с. Тойбохой

МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» с. Тойбохой,

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по визическому развитию «Сулусчаан" с. Усун-Кюель

МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан» с. Сунтар,

МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей"с. Харбалах

Тип (городское, сельское, поселковое)

 Сельские

Организационно-правовая форма

Муниципальные общеобразовательные учреждения

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения

Учредитель (учредители)

Администрация муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Администрация муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

ФИО руководителя ОУ

МОУ «Тойбохойская СОШ» - и.о. директора Леонтьева П. Е.

МОУ «Арылахская СОШ» - Федорова Т.П.

МОУ «Вилючанский лицей-интернат»-Григорьева М.В.

МОУ «Куокунинская СОШ»- Иванов Н.А.

МОУ «Намская СОШ» им. Н.С. Романова- Николаев А.Д.

МОУ «Харбалахская СОШ»- Шестаков М.И.

МОУ «Балаганнахская ООШ»- Павлова П.Н.

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», с. Тойбохой-Никитина Н.А.

МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» с. Тойбохой-Саввинова З.В.

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по визическому развитию «Сулусчаан" с. Усун-Кюель – Ефремова А.Е.

МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан» с. Сунтаар- Васильева Т.Н.

МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей"», Харбалах – Миронова Л.А.

Сколько времени существует ОУ (в скобках укажите год основания)

МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» (Год создания ОУ - 1883)

МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова (Год создания ОУ – 1931)

МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова» (Год создания ОУ -1904)

МОУ «Куокунинская СОШ» (Год создания ОУ – 1931)

МОУ «Намская СОШ» (Год создания ОУ – 1928)

МОУ «Харбалахская СОШ» (Год создания ОУ – 1919)

МОУ «Балаганнахская ООШ» (Год создания ОУ -1944)

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», с. Тойбохой (Год создания ДОУ – 1962)

МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» с. Тойбохой, (Год создания ДОУ – 1959)

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию «Сулусчаан" с. Усун-Кюель (Год создания ДОУ -1960)

МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан» с. Сунтар, (Год создания ДОУ – 1921)

МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей" с. Харбалах (Год создания ДОУ – 1951)

Всего учителей в школе

222

Средний возраст учителей

39

Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу

222

Всего обучающихся, в т.ч. по ступеням обучения

Всего обучающихся по сетевому объединению «ТЕМП» – 813: 1 ступень – 240, 2 ступень – 343, 3 ступень 230

Дошкольники

267

Индекс

678282

Телефонный код населенного пункта

8(41135) – Сунтарский улус

8(41133) – Верхневилюйский улус

Юридический и фактический адреса, телефоны

МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» - 678282 РС(Я) Сунтарский улус

с. Тойбохой улица Октябрьская, 40, тел. 25379

МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова-678273 РС(Я) Сунтарский улус, с. Тойбохой, ул. Молоткова,7, тел. 25697

МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова» , РС(Я) Сунтарский улус, с. Хордогой, ул. им. В.Г. Павлова,19, тел.26530

МОУ «Куокунинская СОШ» РС(Я) Сунтарский улус, с. Куокуну, тел.26440

МОУ «Намская СОШ» им. Н.С. Романова – 678238 РС(Я) Верхневилюйский (улус) с. Нам, ул. Хомустахская,2, тел.25127

МОУ «Харбалахская СОШ»-678236 РС(Я) Верхневилюйский улус, Харбалахский наслег, ул. И. Барахова, 12, тел.28887

МОУ «Балаганнахская ООШ» 678234 РС(Я) Верхневилюйский улус Балаганнахский наслег

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», 678282 РС(Я) Сунтарский улус, с. Тойбохой, ул Октябрьская,33. тел. 25430

МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» - 678282 РС(Я) Сунтарский улус, с. Тойбохой, пер. Горбунова 5/1, тел. 25125

МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию «Сулусчаан"  678273 РС(Я) Сунтарский улус, с. Усун- Кюель, ул. Молоткова,5, тел. 25688

МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан»-678290 РС(Я) Сунтарский улус, с. Сунтар, пер. Ильи Иванова,3, тел. 25560

МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей"с. Харбалах 678240 РС(Я) Верхневилюйский улус, с. Харбалах, ул. Горбунова 5/1, тел. 25125

Электронные  почты ОУ

МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» - Toib-sosh@yandex.ru

 МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова - Asoch@mail.ru

МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова» - Viltl@mail.ru  

МОУ «Куокунинская СОШ»-  Kuokunu@mail.ru

МОУ «Намская СОШ» - Namschool@mail.ru

МОУ «Харбалахская СОШ» - Kharbalakh@mail.ru

Адрес сайта сетевого объединения «ТЕМП» в Интернете

 http://www.sch-temp.narod.ru

1.  Общие сведения о проекте

Сетевое экспериментальное объединение «ТЕМП» представляет собой взаимодействие образовательных учреждений Сунтарского и Верхневилюйского улусов по реализации программы республиканской экспериментальной площадки на тему «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» (Приказ МО РС(Я) №01-08/301 от 28 февраля 2003 г.). 10 октября 2008 года на VIII республиканском конкурсе инновационных проектов и программ экспериментальной площадке был сохранен статус РЭП.

Исполнители эксперимента:  Педагогические коллективы МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова»,  МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова», МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова», МОУ «Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса; МОУ «Намская СОШ», МОУ «Харбалахская СОШ»,  МОУ «Балаганнахская ООШ»  Верхневилюйского улуса,  МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» с. Тойбохой, МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию «Сулусчаан" с. Усун – Кюель, МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан с. Сунтар Сунтарского улуса , МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей"с. Харбалах Верхневилюйского улуса.

Научный руководитель:  Кондратьев Петр Петрович, к.п.н., зав. кафедрой  ИПКРО им. С.Н.Донского -II. Научный консультант: Попов А.А. – доктор экономических наук, академик МАИ и РАСН, профессор СВФУ им. М.К.Аммосова.

Тема: «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики (Продуктивная технология «Сатабыл»)».

Основная идея проекта: анализ социокультурной ситуации сельской местности, цели и задачи ФГОС общего образования второго поколения, Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» выводят на идею создания организационно – педагогических, психологических и образовательных  условий  для реализации  продуктивной технологии «Сатабыл» и через нее влияние педагогов на школьников:

·      для их профессионального самоопределения,  поступления в учреждения ВПО, СПО и НПО;

·      для ориентации к ведению экономически грамотной семейной жизни, предпринимательской деятельности, трудоустройству;

·      для воспитания у школьников и дошкольников качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики – предпринимателя и будущего бизнесмена;

·      для освоения школьниками и дошкольниками  универсальных учебных действий, достижения новых уровней развития личности в условиях рыночной экономики.

Цель проекта: Создание интеграции образовательных учреждений по обеспечению внедрения продуктивной технологии «Сатабыл» для развития у дошкольников и школьников качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики в форме универсальных умений деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Диагностический. Анализ социокультурной ситуации региона. Выявление проблемы эксперимента и обоснование ее актуальности. Привлечение научного руководителя. Январь – май 2008 г.

2 этап- Прогностический. Установление деловых связей с МДОУ и МОУ Сунтарского и Верхневилюйского улусов. Постановка цели и задач подпрограммы «Продуктивная технология «Сатабыл» программы «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики. Разработка экспериментальной программы объединения «ТЕМП». Экспертиза программы. Сентябрь – декабрь 2008 г.

3 этап - Организационный этап. Обеспечение ресурсов  для проведения эксперимента: мотивационных, материальных, кадровых, финансовых, нормативно – правовых, научно-методических. Январь 2008 г.– май 2009 г.

4 этап - Практический этап. Осуществление мер, заложенных в гипотезе, реализация программы экспериментальной работы: если ввести в УВП продуктивную технологию «Сатабыл» и создать организационно - педагогические условия для освоения программ воспитания качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики, предпринимательства и бизнеса, то они будут владеть универсальными учебными действиями и будут готовы к профессиональному самоопределению, ведению экономически грамотной семейной жизни, к поступлению в учреждения ВПО, СПО и НПО, адаптироваться к рынку труда, к безболезненному вхождению в цивилизованный рынок. Сентябрь 2009 - май 2015 гг

5 этап- Обобщающий этап. Обработка данных, анализ результатов, корректировка, оформление и описание хода и результатов эксперимента. 2009-2015 гг

6 этап- Внедренческий. Распространение    педагогического опыта по теме эксперимента. (С 2015 года)

             Задачи отчетного этапа реализации проекта:

Эксперимент находится на 4 этапе.

Цель 4 этапа: введение в УВП продуктивной технологии «Сатабыл» и создание организационно - педагогических условий для освоения программ воспитания качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики, предпринимательства и бизнеса.

Задачи 4 этапа:

1. Развитие форм сетевого взаимодействия МДОУ и МОУ сетевого объединения «ТЕМП».

2. Обогащение сетевого банка опыта деятельности МДОУ и МОУ.

3. Создание школьной инфраструктуры для развития предпринимательских УУД школьников.

4. Мониторинг предпринимательских УУД обучающихся.

5. Создание сетевых методических объединений МОУ и МДОУ.

6.Проведение сетевых дистанционных олимпиад школьников по экономике и праву.

7. Составление анализа социализации выпускников сетевых МОУ.

8.Корректировка содержания 4 этапа эксперимента.

Ресурсы для реализации программы сетевого эксперимента объединения «ТЕМП» по теме: «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики»(подпрограмма «Продуктивная технология «Сатабыл»)

·      Мотивационные: заинтересованность МДОУ и МОУ в решении проблем жизненной и профессиональной социализации выпускников.

·      Нормативно – правовые:

Конституция РФ, РС(Я)

Законы РФ и РС(Я) «Об образовании»

Конвенция о правах ребенка

Закон о правах ребенка

Закон РФ о защите прав потребителя

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция ФГОС  общего образования второго поколения

Концепция социокультурной модернизации регионального образования

       Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2010 года

Стратегия развития информационного общества в РФ

«Кодекс об образовании» Республики Саха (Якутия) 

Уставы МОУ, МДОУ, участвующих в эксперименте

«Соглашение о сетевом объединении «ТЕМП»

«Положение о межулусном сетевом взаимодействии участников «ТЕМП»

«Положение о правлении сетевого объединения «ТЕМП»

«Положение о сетевом банке опыта деятельности и объектов сетевого объединения «ТЕМП».

« Положение о школьном банке»

·      Кадровые:

         Из 222 педагогических работников сетевого объединения педагогов с высшей квалификационной категорией – 32%, с первой – 42%, с со второй – 15%; со званием «Заслуженный работник образования РФ, РС(Я)» - 9%, «Отличник образования РФ, РС(Я)» - 22%.

·      Материально – технические:

     Учебные, учебно – производственные объекты участников сетевого объединения, автотехника – 29 единиц, 143 единицы компьютерной техники, компьютерная периферия, сеть Интернет, сайт «ТЕМП», спутниковая связь в Вилючанском лицее и в Куокунинской СОШ Сунтарского улуса, земля - 120 га, живность -  52 головы КРС, 28 лошадей.

·      Научно – методические: ОУ, входящие в сеть, достигли в своем развитии следующих результатов деятельности:

Название МОУ

Достижения МОУ

МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» Сунтарского улуса

Лауреат «Лучшая школа России» (2002)

Обладатель Гранта ПНПО (2006)

Ресурсный центр МОУО по внедрению ФГОС второго поколения(2009)

Базовая школа ФЭИ СВФУ им. М.К.Аммосова

Участник Государственного реестра «Ведущее образовательное учреждение России» (2009)

МОУ «Вилючанский лицей –интернат им. В.Г.Акимова» Сунтарского улуса

РЭП по техническому образованию школьников

Обладатель Гранта ПНПО (2007)

Ресурсный центр ИПКРО по дуальному образованию (2005)

Обладатель Гранта Президента РС(Я) В.А. Штырова по дуальному образованию (2007)

Базовая школа по развитию ИКТ- компетенции школьников ТУСУР (г.Томск) (2009)

Участник Государственного реестра «Ведущее образовательное учреждение России» (2009)

Член Ассоциации технических школ Сунтарского улуса

МОУ «Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса

Член Союза агропрофилированных школ РС(Я)

Опорная школа ИПКРО по агротехнологическим  школам

МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова» Сунтарского улуса

Член Союза агропрофилированных школ РС(Я)

Грант Министерства сельского хозяйства (2007)

Победитель регионального тура конкурса ПНПО (2008)

Победитель конкурса среди агрошкол Вилюйской группы улусов (2008)

Победитель республиканского конкурса на статус опорной школы по якутскому языку и литературе (2009)

Обладатель Гранта Министерства с/х (2009)

Обладатель номинации «Лучшая агрошкола» республиканской выставки – ярмарки «Продовольствие 2009»

Победитель республиканской выставки прикладного творчества обучающихся (2010)

Обладатель Гранта Главы Вилюйского улуса на Педагогической ярмарке «Образовательная марка»

МОУ «Намская СОШ «Верхневилюйского улуса

Член Союза агропрофилированных школ РС(Я)(2003)

ФЭП по теме «Школа способа»

РЭП по теме «Организация общественного управления и контроля за качеством образования и воспитания в сельской школе»

МОУ «Харбалахская СОШ» Верхневилюйского улуса

Опорная школа МО РС(Я) по экономическому образованию школьников

Обладатель Гранта отдела по молодежной политике Верхневилюйского улуса

МОУ Балаганнахская ООШ Верхневилюйского улуса

РЭП по организации автономного учреждения в сельской малокомплектной школе

Агротехнологическая   школа  « Школа культуры Дьеьегей»

Детские сады, входящие в сетевое объединение «ТЕМП»:   

       МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № «Чуораанчык», МДОУ ЦРР-детский сад №  3 «Ньургуhун» с. Тойбохой, МДОУ – «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию «Сулусчаан"  с. Усун – Кюель, МДОУ ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан с. Сунтар Сунтарского улуса , МДОУ – «Детский сад "Телке» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей"с. Харбалах  Верхневилюйского улуса.

 Финансовые: бюджетные средства, платные образовательные услуги, спонсорство, пожертвования, Гранты.

2.  Полученные результаты

          Уточнение сущности решаемой проблемы и целей проекта

         С переходом российского государства к экономике рыночного типа общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления содержания образования. На данном этапе ее развития  возникла необходимость создания современной системы воспитания, которая обеспечила бы для выпускников школ безболезненное вхождение в цивилизованный рынок. Выпускник, готовящийся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности должен ознакомиться с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Выпускнику просто необходимо морально, психологически и практически быть готовым к жизни в условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества. Анализ социокультурной ситуации в сельской местности, цели и задачи ФГОС общего образования второго поколения, Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в 2008 году вывели нас на идею создания интеграции образовательных учреждений по обеспечению преемственности в воспитании качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики 7 МОУ и 5 МДОУ Вилюйского учебного округа вышли на тему ОЭР «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» (Подпрограмма экспериментальной работы «Продуктивная технология «Сатабыл») с целью развития качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики в форме универсальных учебных действий.

МОУ и МДОУ должны создать организационно - педагогические условия для формирования экономических, предпринимательских качеств личности с целью повышения социальной компетентности, консолидируя потенциал 12 МДОУ и МОУ Сунтарского и Верхневилюйского улусов. В эксперименте участвуют 267 дошкольников, 813 школьников, 1280 родителей и 222 педагогических работника. Объект и предмет эксперимента у участников сетевого объединения единый (отсюда – технология единой мобильной программы - ТЕМП). Каждое МДОУ и МОУ как структурное подразделение сети  имеет свою программу, отражающую свой профиль, «свое» лицо. Например, в Тойбохойской СОШ с 1996 г. функционируют социально - профильные экономические классы, в МДОУ «Туллукчаан» с.Сунтар и МДОУ «Телке» с. Харбалах и Харбалахской СОШ  Верхне-Вилюйского улуса ведется работа по экономическому и предпринимательскому образованию детей, обучающиеся  Куокунинской агротехнологической средней школы в пяти ЛТО ежегодно выращивают 60 -80 т. овощей, коллектив Намской средней школы Верхневилюйского улуса в  5-ой трудовой четверти получают большую прибыль, обучающиеся Арылахской агротехнологической СОШ ухаживают  на школьной ферме за домашними животными, в Вилючанском лицее налажена работа по дуальному образованию старшеклассников, в УПМ лицея изготовляют мебель для образовательных учреждений улуса. 

              Сетевое взаимодействие  МДОУ и МОУ по реализации программы проводится на принципах кооперации (участвуют МДОУ и МОУ, имеющие опыт работы созидательного производительного, технического труда и имеющие опыт профильного социально-экономического образования) с целью консолидации сил и ресурсов,  взаимодополнения, взаимовлияния, взаимопомощи, взаимоподдержки. 

              Содержание экспериментальной работы сетевого объединения «ТЕМП», проводимой с 2003 года, совпало с требованиями ФГОС общего образования второго поколения в части формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий. Учебная деятельность в МОУ и МДОУ по социально – экономическому, техническому  и агротехнологическому профилям поддерживается внеучебной деятельностью.

Схема функционирования продуктивной технологии «Сатабыл»

Проект

(задумка)

 


              По технологии «Сатабыл» учебная и внеучебная деятельность обучающихся ориентирована на конечный продукт. Вначале обучающимся задумывается проект, результатом которого вследствие применения определенной технологии и осуществления экономического расчета (бизнес – плана) и через процесс физического (умственного) труда  получается материальный (нематериальный) продукт (изделие), который можно будет реализовать. По технологии «Сатабыл» в процессе работы над получением продукта развиваются универсальные учебные действия, которые со временем становятся качествами личности. Многократные действия  переходят в процесс деятельности, который, в свою очередь, развивает у обучающихся универсальные учебные действия, которые потом становятся личностными качествами. Например, качество «бережливость» - это значит умение бережно, экономично относиться к вещам, «инициатива» – умение инициировать мероприятия, дела и т.д.

Формы взаимодействия участников сетевого объединения «ТЕМП»

      Взаимообмен педагогами, обучающимися.

      Совместные педсоветы, семинары, проблемные курсы, НПК, мастер-классы, педагогические выставки, выставки-ярмарки.

      Сетевая газета «ТЭТИМ», сайт «ТЕМП».

      Совместная бизнес-сессия обучающихся в ФЭИ и ФТИ СВФУ,  МПТИ (ф) СВФУ, ЯТЭК ПК.

      Взаимообогащение материально-технической базы МДОУ и МОУ.

      Подготовка старшеклассников к рабочим профессиям и  получение документов государственного образца в МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова», ГОУ СПО «Якутский индустриально-педагогический колледж», ГОУ СПО «Якутский торгово – экономический колледж потребительской кооперации».

      Методические взаимоконсультации.

      Сетевые дистанционные олимпиады школьников по экономике и праву, контрольные работы и подготовка к ЕГЭ школьников.

      Сетевые МО учителей по образовательным областям.

Описание механизма реализации экспериментальной программы  сетевого объединения «ТЕМП»

 


              Характер и содержание результатов, полученных за отчетный период реализации проекта

          Аналитические результаты экспериментальной деятельности сетевого объединения «ТЕМП»

За отчетный период реализации программы эксперимента достигнуты результаты, позволяющие говорить, что в целом программа экспериментальной работы выполняется: создаются продуктивные формы сетевого взаимодействия МДОУ и МОУ, обмен педагогами между ОУ, проведение совместных педсоветов по актуальным темам образования, семинаров, проблемных курсов, НПК, мастер-классов, педагогических выставок, выставок-ярмарок. С 2006 года издается Куокунинской СОШ сетевая газета «ТЭТИМ», работает сайт «ТЕМП». Между Вилючанским лицеем – интернатом, Намской СОШ и Арылахской СОШ с 2007 года проходит обмен обучающимися  на учебный год: обучающиеся этих ОУ обучаются в профильных классах сетевых ОУ, получают рабочие профессии. С 2003 года  ежегодно практикуется  бизнес-сессия обучающихся в ФЭИ и ФТИ СВФУ,  МПТИ (ф) СВФУ, ЯТЭК ПК, ЯИПК,  где 50-60 школьников слушают лекции преподавателей, выполняют лабораторные и практические работы, сдают квалификационные экзамены и получают рабочие профессии. МОУ и МДОУ, входящие в сеть, не только взаимообогащают свои  материально-технические базы, но и по низкой цене продают овощи со своих полей для горячего питания школьников и дошкольников сетевых МОУ и МДОУ.

          Учителя сетевого объединения «ТЕМП» создали методические объединения по образовательным областям «Математика» и «Филология». Выпущены цифровые образовательные продукты (ЦОР), которые продуктивно используются в подготовке школьников к ГИА. В 2009 году начата практика  сетевой дистанционной олимпиады школьников по экономике и праву. С 2007 года школы в своих ОУ готовят старшеклассников к рабочим профессиям «Швея», «Оператор швейного оборудования», «Повар», «Продавец-кассир-контролер», «Тракторист-машинист 3 класса категории ВСЕ», «Водитель автотранспортных средств категории В.С.», «Овощевод», «Цветовод», «Оператор ЭВМ и ВТ» и получают документы государственного образца в МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова», ГОУ СПО «Якутский индустриально-педагогический колледж», ГОУ СПО «Якутский торгово – экономический колледж потребительской кооперации», ГОУ СПО «Сунтарский колледж». В сетевом банке опыта деятельности МДОУ и МОУ, 640 творческих работ дошкольников и школьников, 61 образовательная программа, 167 портфолио учителей,  свыше 400 докладов, 56 публикаций и изданий  педагогов. Ежегодно проводится  анализ социализация выпускников школ сети. Изданы первые сборники МОУ и МДОУ по теме эксперимента.

          8-9 декабря 2009 года проведена конференция участников сети «ТЕМП» в с. Харбалах, где приняли участие 81 педагог сети и 17 родителей Харбалахской СОШ. Сетевая конференция вынесла следующие решения:

           1.Нужно формировать единую форму мониторинга развития предпринимательских качеств дошкольников и школьников по возрастным категориям.

          2.  Создавать программы, сборники по теме эксперимента.

          3. Начать издавать пособия, книги по МОУ и МДОУ по экономическому воспитанию школьников.

          4. Мониторинг «Сатабыл» проводить по предметам и по внеучебной деятельности.

          5. Начать работу над созданием портфолио МОУ и МДОУ – участников сетевого объединения «ТЕМП».

          6. Освещать ход экспериментальной работы в СМИ.

          В ходе сетевого эксперимента объединения «ТЕМП» были отслежены развитие личностной готовности участников эксперимента к предпринимательской деятельности по методике Сухановой Т.Р., развитие качеств предпринимателя по методике Акимова В.В развитие универсальных учебных действий (универсальные функции деятельности)  по продуктивной технологии «Сатабыл» по методике Кондратьева П.П. Чтобы получить объективную картину результатов эксперимента, мониторинг проводится и классными руководителями, и родителями, и самими обучающимися. Критерии результатов: от 0 до 30 баллов – низкий уровень, от 30 до 70 баллов – средний уровень, от 70 до 100 баллов – высокий уровень.

Мониторинг личностной готовности школьников к предпринимательской деятельности (по Сухановой Т.Р.) (в %)

Мнения участников эксперимента

Уровень развития

Ступени обучения

1

2

3

по ОУ

1.              1

Обучающиеся

высокий

58

42

45

48

средний

35

43

48

42

низкий

7

15

7

10

2.              2

Родители

высокий

40

36

40

39

средний

46

48

47

47

низкий

14

16

13

14

3.              3

Классные  руководители

высокий

33

37

40

37

средний

39

44

45

43

низкий

28

19

15

20

Вывод: По мнению самих обучающихся, уровень сформированности экономической готовности к предпринимательской деятельности высок в  1 ступени ОУ, стабилен во 2 и 3 ступенях обучения. Мнение о сформированности экономической готовности к предпринимательской деятельности обучающихся у родителей и классных руководителей не имеют существенных различий. Это говорит о том, что деятельность  школы по экономическому и предпринимательскому воспитанию школьников соответствует ожиданиям родителей.

Мониторинг развития УУД по продуктивной технологии «Сатабыл» по методике Кондратьева П.П.(в %)

Мнения участников эксперимента

Уровень развития

Ступени обучения

1

2

3

по ОУ

1.      1

Обучающиеся

высокий

47

39

40

42

средний

44

50

50

48

низкий

9

11

10

10

2.              2

Родители

высокий

35

42

43

40

средний

47

46

51

48

низкий

18

12

6

12

3.              3

Классные  руководители

высокий

30

35

39

42

средний

54

53

54

44

низкий

16

12

7

12

Вывод: Повышение уровня развития УУД по продуктивной технологии «Сатабыл» наблюдается с переходом обучающихся на следующую ступень обучения. Существенных расхождений между мнениями родителей и классных руководителей не замечается.

3.Развитие качеств предпринимателя (по Акимову В.В.) (в %)

Мнения участников эксперимента

Уровень развития

Ступени обучения

1

2

3

по ОУ

1.      1

Обучающиеся

высокий

45

39

42

43

средний

45

50

50

49

низкий

10

11

8

8

2.              2

Родители

высокий

38

43

45

42

средний

46

45

48

47

низкий

16

12

7

11

3.              3

Классные  руководители

высокий

39

45

51

45

средний

45

42

42

43

низкий

16

13

7

12

Вывод:  Повышение высокого и среднего уровня развития качеств предпринимателя в старших классах говорит о готовности обучающихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

          Создание методической базы для проведения эксперимента

          В 2009 году вышла в издательстве ИПКРО РС(Я) им. С.Н.Донского - II книга научного руководителя эксперимента Кондратьева П.П. Развитие универсальных функций деятельности школьников в образовательном пространстве.

          Курсы повышения квалификации для участников РЭП по теме «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» с охватом 83 человека (2009).

          Создание нормативной базы для проведения эксперимента

          В ходе экспериментальной работы были созданы следующие нормативные документы:

1.   «Соглашение о сетевом объединении «ТЕМП»

2.   «Положение о межулусном сетевом взаимодействии участников «ТЕМП»

3.        «Положение о правлении сетевого объединения «ТЕМП»

4.        «Положение о сетевом банке опыта деятельности и объектов сетевого объединения «ТЕМП».

5.        «Положение о школьном банке».

          Формирование организационной структуры сетевого объединения «ТЕМП»

                            Подготовка кадров к решению экспериментальных задач

     Для решения задач эксперимента по экономическому воспитанию школьников был подготовлен учитель экономики Тойбохойской СОШ Максимова В.П. в ФЭИ СВФУ им. М.К.Аммосова, прошли курсы повышения квалификации учителя из Арылахской агрошколы Никитина Л.Г. и из Куокунинской агрошколы Кириллина Л.В. в г.Минске, зам.директора по ВР Тойбохойской СОШ Мордовская В.И. в г.Хабаровске, прошли профессиональную переподготовку директор и зам. директора МОУ «Тойбохойская СОШ» Данилов А.Е., Леонтьева П.Е., зам.директора Арылахской СОШ Никитина Л.Г. и зам.директора по НМР Вилючанского лицея-интерната Данилова В.И. по программе «Менеджмент в образовании».

         Изменения в образовательном процессе

          Для реализации цели и задач эксперимента вводятся экономические компоненты на уроки (в 2003 году программа прошла экспертизу в ИПКРО), профильные предметы: «Экономика», «Основы предпринимательства», «Основы агротехники»,  «Право», «Архитектура и дизайн», «Ландшафтный дизайн», «Живопись»; элективные курсы по технологии швейного дела, изделий из конского хвоста и конской гривы; кооперативно-производственная деятельность; допрофессиональные курсы: «Трактороведение», «Автодело», «Продавец», «Повар», «Швея», «Овощевод», «Столяр», «Ювелир», «Электромонтажник», «Оператор ЭВМ и ВТ», «Коневодство»; клубы по интересам: детско-родительский клуб «Сайдам»(ЦРР «Туллукчаан»), адаптационный клуб «Малыш» (МДОУ «Чуораанчык»), «Дебаты» (Тойбохойская СОШ), ведется рейтинговый мониторинг по системе «Тойбанк», клуб старшеклассников «Айтал» (Арылахская СОШ). Ведутся внеклассные занятия по направлениям: художественно - эстетическое, социально - экономическое, техническое, физкультурно - оздоровительное, познавательно - речевое, химико - биологическое, туристско - краеведческое, агротехнологическое, военно - патриотическое, научно - познавательное. Преподаватели ФЭИ и ФТИ СВФУ им. М.К.Аммосова, ЯТЭК, ЯГИТИ, ЯИПК Намского ПК ведут спецкурсы по направлениям эксперимента.

          Формированию у обучающихся предпринимательских и экономических универсальных учебных действий способствует учебно-производственная деятельность ОУ: растениеводческий лагерь «Быйац», туристско-экологический лагерь «Уьун кытыл»  (Куокунинская СОШ), летний овощеводческий лагерь «Мюмзе», социально-оздоровительный лагерь «Харысхан», поисково-археологический лагерь «Латимерия», летний производственный лагерь «Эрчим» (Вилючанский лицей-интернат), летний овощеводческий лагерь «Юный фермер», школьная производственная компания «Юный фермер», спортивно-оздоровительный лагерь «Юный стрелок» (Арылахская СОШ), оздоровительно-трудовой лагерь «Сибэкки», оздоровительный лагерь «Кунчээн», школьный бизнес-инкубатор (Тойбохойская СОШ), оздоровительные лагеря по кумысо-иппотерапии (Балаганнахская ООШ), лагерь труда и отдыха (Намская СОШ).

Анализ работы производительной работы обучающихся в учебно – производственных мастерских, пришкольных участках, подсобных хозяйствах показывает предрасположенность и восприимчивость детей к реалиям рыночной экономики. У  школьников повышается интерес к предпринимательству, когда они сталкиваются с конкретными цифрами производимой продукции, расчетами дохода и расхода, себестоимостью продукции, суммами заработной платы.

В ходе трудовой и предпринимательской деятельности у обучающихся сформируются следующие умения:

·      правильно учитывать и контролировать свой труд;

·      сравнивать экономические показатели – фактические данные с проектными, которые отражены в бизнес-плане;

·      работать с документацией, содержащей экономические показатели;

·      организовывать и поддерживать порядок на рабочем месте;

·      соблюдать требования производственной технологии, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда;

·      ценить время;

·      определять затраты рабочего времени на выполненную работу;

·      экономить и беречь материальные ценности;

·      использовать лучшие и эффективные приемы и методы труда;

·      трудиться производительно.

Развиваются такие качества как деловитость, бережливость, расчетливость, предприимчивость, коммуникативность, компромиссность, увлеченность, настойчивость, внимательность, аккуратность, целеустремленность, порядочность, уверенность в себе, инициативность, изобретательность и другие.

         Достижение новых социальных результатов

         Получение старшеклассниками рабочих профессий: «Оператор ЭВМ и ВТ 2 разряда», «Тракторист-машинист 3 класса категории ВСЕ», «Водитель автотранспортных средств категории В,С»; «Швея», «Столяр», «Ювелир», «Электромонтажник» на базе Вилючанского лицея-интерната;  «Повар 3 разряда», «Продавец-кассир-контролер 3 разряда» на базе Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации, «Овощевод», «Цветовод», «Швея» на базе Якутского индустриально-педагогического колледжа.

         Непрерывное образование: 95% - е поступление выпускников ОУ сетевого объединения «ТЕМП» после окончания школы в учреждения ВПО и СПО РС(Я), Центра, Сибири и Дальнего Востока.

         Создание условий для воспитания будущих предпринимателей: открытие в ОУ бизнес – инкубаторов, выращивающих будущих предпринимателей.

         Появление первых предпринимателей: открытие выпускниками своего дела, надомничества.

Начальный капитал: вложение средств на сберкнижки обучающихся для их будущего образования по итогам рейтинговой системы «Тойбанк» и заработанных в ЛТО.

         Повышение имиджа и привлекательности МДОУ и МОУ в селе, улусе и регионе.

         Приток дошкольников и школьников в сетевые ОУ.

         Позитивная информация о деятельности сетевых МОУ и МДОУ в СМИ.

         Материалы, в которых описаны полученные результаты

1.      В 2005 году Ученый совет ИПКРО им. С.Н.Донского – II  РС(Я) одобрил деятельность республиканской экспериментальной площадки по теме «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики».

2.      В 2006 году был проведен отчет объединения «ТЕМП» в МО РС(Я) по формам: стендовая защита, дискуссия и мастер – класс и подтвержден статус РЭП.

3.      Кондратьев П.П. «ТЕМП – ТЭТИМ». – Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н.Донского – II РС(Я),  2007.

4.      Об опыте работы межулусного сетевого эксперимента объединения «ТЕМП» в 2008 году было изложено в докладе министра образования РС(Я) Ф. В. Габышевой на республиканском августовском совещании работников образования:  «Воспитание граждан нового поколения требует наработки вариативных программ обучения старшеклассников по основам рыночной экономики и предпринимательства. В этом направлении  у нас имеются методические наработки педагогов – экспериментаторов. Так, например, сетевой проект  «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» МОУ Тойбохойская средняя школа им. Г.Е.Бессонова,  МДОУ «Сардаана»,  «Чуораанчык», «Ньургуhун» с.Тойбохой, МОУ Арылахская средняя школа, МДОУ «Сулусчаан» с. Усун – Кюель, МДОУ №1 «Туллукчаан» с.Сунтар, МОУ Вилючанский лицей, МОУ Куокунинская средняя школа Сунтарского улуса; МОУ Намская средняя школа, МДОУ «Тэлкэ» с. Харбалах, МОУ Харбалахская средняя школа, МОУ Балаганнахская основная общеобразовательная школа  Верхневилюйского улуса».

5.      Кондратьев П.П. Развитие универсальной функции деятельности школьников в образовательном пространстве. Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н.Донского – II РС(Я), 2009. – 344 с.

6.      Публикации в республиканской газете «Кыым», передачи НВК «Саха» по ТВ и радио.

3.Оценка (доказательство) полученных результатов

Полученные результаты в целом соответствуют целям эксперимента и задачам его 4 этапа.

                   Создание интеграции образовательных учреждений по обеспечению преемственности в воспитании качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики 7 МОУ и 5 МДОУ Вилюйского учебного округа вышли на тему ОЭР «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» (Подпрограмма экспериментальной работы «Продуктивная технология «Сатабыл») с целью развития качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики в форме универсальных учебных действий. В ходе сетевого эксперимента объединения «ТЕМП» были отслежены развитие личностной готовности участников эксперимента к предпринимательской деятельности по методике Сухановой Т.Р., развитие качеств предпринимателя по методике Акимова В.В развитие универсальных учебных действий (универсальные функции деятельности)  по продуктивной технологии «Сатабыл» по методике Кондратьева П.П. Чтобы получить объективную картину результатов эксперимента, мониторинг проводится и классными руководителями, и родителями, и самими обучающимися. Результаты, полученные в ходе эксперимента, констатируют, что чем младше возраст экспериментируемых, тем больше у них уровень готовности к предпринимательской деятельности, чем старше возраст, наоборот, идет снижение уровня готовности к предпринимательской готовности. Это результаты субъективных мнений обучающихся. Мониторинг мнений взрослых – родителей и классных руководителей – дают более объективную картину сформированности у обучающихся предпринимательских УУД, которые переходят в качество.

В ходе эксперимента его участники (дошкольники, школьники, родители, педагоги) учатся планировать, организовывать, проводить и контролировать свои действия.

Диагностика удовлетворенности родителей реализацией экспериментальной программы

Вопрос: Удовлетворены ли Вы экспериментальной программой ОУ?

 Опрошено  223 родителя и 353 обучающихся (11-14 мая 2010 г.)

Контингент опрошенных

Удовлетворены

Не удовлетворены

223 родителя

98,7%

1,3%

353 обучающихся

99,2%

0,8%

6.   Задачи следующего, 5, этапа.

5 этап- Обобщающий этап. Обработка данных, анализ результатов, корректировка, оформление и описание хода и результатов эксперимента. 2009-2015 гг

Выводы по отчету:  в отчетном периоде (2008-2010) сетевые МДОУ и МОУ достигли хороших результатов УВП. Например, в 2009 году МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» и «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова» как школы, получившие Грант Президента РФ, по представлению Министерства образования РС(Я) стали участниками Государственного образовательного реестра «Ведущие образовательные учреждения России». В 2009 году МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова» стала РЭП по теме «Сетевое взаимодействие «Тур домой», обладателем Гранта МО РС(Я) на педагогической ярмарке «Образовательная марка». В 2009 году МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова» стала базовой школой по развитию ИКТ- компетенции школьников ТУСУР (г.Томск). МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.Попова» стала победителем конкурса среди агрошкол Вилюйской группы улусов (2008), победителем республиканского конкурса на статус опорной школы по якутскому языку и литературе (2009, обладатель Гранта Министерства с/х (2009), обладателем номинации «Лучшая агрошкола» республиканской выставки – ярмарки «Продовольствие 2009», победителем республиканской выставки прикладного творчества обучающихся (2010), обладателем Гранта Главы Вилюйского улуса на педагогической ярмарке «Образовательная марка». Возникли новые формы взаимодействия такие, как создание сетевых методических объединений МОУ и МДОУ по образовательным областям. Педагоги коллективно создают методические пособия, ЦОР, проводятся методическая взаимопомощь. К новым формам взаимодействия дошкольников и школьников можно отнести проведение сетевых дистанционных олимпиад школьников по экономике и праву, получение старшеклассниками сетевых ОУ рабочих профессий в учреждениях НПО и СПО, в МОУ. Также обогащен сетевой банк достижений МДОУ и МОУ. Создание школьной инфраструктуры для развития предпринимательских УУД школьников. Классные руководители, родители и обучающиеся одновременно отслеживали развитие предпринимательских УУД.

Приложение №1

Определите, что для вашего ОУ означает результат

Перечислите, каким образом это находит свое отражение  в характеристиках вашего ОУ, основных ваших достижениях

Перечислите, что обеспечивает показатели успеха, результаты вашего ОУ

 

1.                      Удовлетворение новых социальных образовательных потребностей обучающихся, родителей и социума.

2.                      Повышение имиджа и привлекательности сельской школы для социума.

3.                      Подготовка школьников к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Поступление выпускников в учреждения ВПО и СПО после окончания ОУ;

Трудоустройство выпускников;

Открытие выпускниками своего дела,  надомничество.

Создание в ОУ условий для развития умений и личностных качеств предпринимателя (школьные бизнес - инкубаторы).

Умение педагогами проводить мониторинг УУД предпринимателя, повышение квалификации педагогов, участие педагогов на семинарах, конференциях, педчтениях, создание методических пособий, ЦОР по теме эксперимента;

Вложение средств на сберкнижки обучающихся для их будущего образования по итогам рейтинговой системы «Тойбанк».

Повышение качества профильной подготовки обучающихся.

Расширение спектра дополнительного образования в ОУ.

Обеспеченность  кадрами.

Партнерское сотрудничество с МОУ и МДОУ сети «ТЕМП».

Сотрудничество с предприятиями сел.

Повышение квалификации учителей.

Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

2

Достижение обновления содержания образования, консолидируя ресурсы, потенциальные возможности 12 МДОУ и ОУ Сунтарского и Верхневилюйского улусов.

Формирование предпринимательских качеств личности обучающихся

1.                   Профильное обучение.

2.                   Повышение качества образования введения экономических компонентов на уроки.

3.                   Разработка программ элективных курсов по теме эксперимента.

4.                   Использование проектной технологии «Сатабыл» на уроках.

5.                   Введение рейтинговой системы в учебной и внеучебной деятельности.

Приложение №2

Предполагаемые результаты на ближайшие три года

За счет каких ресурсов, факторов, действий будут обеспечены результаты?

Показатели оценки предполагаемых результатов

11

Издание методических пособий и ЦОР по экономическому воспитанию школьников и дошкольников.

Развитие в ОУ центров и школьных бизнес - инкубаторов «Юный предприниматель», развитие работы сетевых МО педагогов, организация сетевых олимпиад по экономике.

Мониторинг предпринимательских УУД.

Социальное партнерство с Министерством предпринимательства РС(Я).

Взаимообогащение сетевых МДОУ и МОУ научно-методической литературой.

Продуктивное использование в УВП ресурсов сетевого банка педагогов, школьников и дошкольников.

Взаимообогащение материально – технической базы сетевых МДОУ и МДОУ.

Помощь в подготовке к ГИА выпускников 9, 11 классов.

Создание школьных бизнес-инкубаторов.

Подготовка старшеклассников к рабочим профессиям.

Высокий уровень поступления в учреждения ВПО и СПО экономического, технического и агротехнологического профиля.

Увеличение количества образовательных программ, учитывающих новые образовательные потребности дошкольников и школьников.

Увеличение числа продуктивно работающих школьных бизнес-инкубаторов «Юный предприниматель» в ОУ сетевого объединения.

Увеличение числа участников ежегодной олимпиады обучающихся по экономике  и праву ОУ сетевого объединения.

Увеличение числа старшеклассников, получающих рабочие профессии.

22

Повышение квалификации и пед. мастерства педагогов

 Подготовка учителя по экономике Максимовой В.П. в Тойбохойской СОШ, курсы повышения квалификации зам. директоров агрошкол – из Арылахской - Никитиной Л.Г. и из Куокунинской - Кириллиной Л.В. в г.Минске, зам.директора по ВР Тойбохойской СОШ Мордовской В.И. по программе «Менеджмент в образовании» в г.Хабаровске, профессиональная переподготовка зам.директора Арылахской СОШ Никитиной Л.Г. и зам.директора  Вилючанского лицея-интерната Даниловой В.И. по программе «Менеджмент в образовании».

Кадровые. В рамках сетевого проекта «Образовательный туризм» педагоги сетевого объединения «ТЕМП» проходят курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку.

Увеличение количества учителей, прошедших курсы повышения квалификации и проф. переподготовки, увеличение УМК, научно - методических публикаций педагогов

Увеличение числа учителей, диссеминирующих  опыт работы по теме эксперимента.

3.

Заинтересованность МДОУ и МОУ в решении проблем жизненной и профессиональной социализации выпускников.

Мотивационные.Стимулирующие выплаты педагогам.

Отраслевые награды. Гранты.

Увеличение количества педагогов, награжденных отраслевыми знаками отличия, Грантами и т.д.

Повышение стимулирующих выплат педагогам.

4.

Федеральные и республиканские нормативно-правовые документы в области образования.

Уставы МОУ, МДОУ, участвующих в эксперименте

«Соглашение о сетевом объединении «ТЕМП»

«Положение о межулусном сетевом взаимодействии участников «ТЕМП»

«Положение о правлении сетевого объединения «ТЕМП»

«Положение о сетевом банке опыта деятельности и объектов сетевого объединения «ТЕМП».

«Положение о школьном банке».

Нормативно-правовые.Создание нормативных документов сетевого объединения «ТЕМП». Соответствие нормативно-правовой базы МОУ и МДОУ, обеспечивающих развитие учреждений.

Повышение уровня грамотности  ведения ОЭР.

5

Изучение Концепции ФГОС общего образования второго поколения,  методологии продуктивной технологии  «Сатабыл» в части развития УУД при получении продукта (изделия).

Образовательные программы по социально-экономическому, технико-технологическому, агротехнологическому  профилям.

Научно-методические.Проведение тематических педсоветов, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, консультаций. Использование инновационных технологий в УВП МОУ и МДОУ /информационных и Интернет-технологий, технологий дистанционного и интерактивного обучения/.

Увеличение числа педагогов и обучающихся, участвующих на диссеминации опыта работы по теме эксперимента, профессиональных конкурсах, использующих новые информационные технологии в педагогической деятельности.

6.

Привлечение бюджетных и внебюджетных средств.

Финансовые. Бюджетные средства, платные образовательные услуги, спонсорство, пожертвования, Гранты.

Увеличение наименований платных образовательных услуг, оказываемых МОУ и МДОУ.

Увеличение числа педагогов, получающих по итогам учебного года стипендии, Гранты спонсоров и попечителей.

Приложение №3

Реализуемые образовательные программы, методики и технологии

(не более 10)

Показатели эффективности реализации (не более 20 сл на каж. прогр., метод. и технол.)

Результативность (не более 20 слов на каждую программу, методику и технологию)

1

· Реализация социально-экономического профиля обучения в МОУ «Тойбохойская СОШ» и «Харбалахская СОШ».

Увеличение удельного веса ИОП по профильному обучению.

Удельный вес обучающихся, занимающихся по профильным образовательным программам.

ГИА на 3 ступени МОУ. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Поступление выпускников в учреждения ВПО, СПО по профилю обучения.

Трудоустройство.

2

· Реализация технико-технологического профиля в Вилючанском лицее-интернате.

 

· Реализация агротехнологического профиля в Арылахской, Куокунинской, Намской СОШ, Балаганнахской ООШ.

3

· Реализация агротехнологического профиля в Арылахской, Куокунинской, Намской СОШ.

4

· Реализация в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2 «Чуораанчык» с. Тойбохой.

Удельный вес детей, охваченных МДОУ.

Увеличение числа детей, готовых к обучению в начальной школе:

·               сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

·                психологическое, социокультурное, интеллектуальное и др. развитие дошкольников;

·                развитие общекультурных умений и навыков у детей;

·               Формирование первоначальных знаний, экономических понятий, трудовых умений и навыков.

Эффективный и безболезненный переход детей из ДОУ в начальную школу.

Успешное обучение в начальных классах.

Реализация в МДОУ ЦРР детский сад №3 «Ньургуьун» /с.Тойбохой/

Реализация «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», детский сад «Сулусчаан» /с. Усун-Кель/

Реализация в МДОУ ЦРР детский сад №1 «Туллукчаан» /с.Сунтар/

Реализация в МДОУ – «Детский сад «Толко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экономического развития детей»

5

· РО Эльконина –Давыдова

Удельный вес детей, успешно освоивших  умения и навыки с сформированными компетентностями в любой предметной области, овладевших универсальными учебными действиями.

Повышение результативности и качества обучения, воспитания.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями.

6

· Проектная технология

  7

·  Сатабыл

          8

         Программа  «Дизайн и технология  благоустройства сельской усадьбы».

        Удельный вес обучающихся благоустроивших  территории ОУ и собственного жилья.

Традиционный конкурс «Баай талба олох тиэргэнтэн са5аланар».

          9

Создание медиатеки  с целью информатизации образовательного  и воспитательного процесса.

Увеличение количества детей, использующих медиа -.литературу школьниками, учителями для научно-исследовательских работ.

Участие на республиканских, улусных НПК.

         10

Программа по семейной экономике.

Удельный вес обучающихся, занимающихся планированием, организацией и ведением  семейной экономики.

Заинтересованность родителей в умении планировать, организовать  и вести экономически грамотного семейного бюджета.

Приложение №4

Авторские образовательные программы, методики и технологии (укажите в скобках автора)

Показатели эффективности реализации

Результативность

1

Авторский проект «Детская парковая лаборатория «Школа в музее» МОУ «Тойбохойская СОШ» (Леонтьева П.Е., Евсеев А.В., Бабыканова Л.П., Евсеева В.В., Иванова Т.Е., Потапова Н.В.

Увеличение кол-ва участников НПК, выставок, олимпиад и т.д.

Развитие УУД и ИОТ школьников. Социализация.

2

Авторский проект «Школа – клуб «Спектр успеха» МОУ «Тойбохойская СОШ» (Леонтьева П.Е., Саввинова А.П., Егорова А.М., Потапова Н.В., Григорьева Е.А., Петрова Е.В.)

Увеличение удельного веса детей с аддиктивным поведением, занимающихся дополнительным образованием.

Развитие УУД. Повышение уровня социального становления  школьников

3

Родной край (Сунтаар -  мин дойдум) учебник для 5 класса (Мордовская В.И.)

Увеличение удельного веса детей, знающих историю родного края.

Развитие УУД. Повышение уровня воспитанности школьников.

4

Проект «Арыылаа5ым - алаhа дьиэм» (Варламова Е.Н., Михайлова Н.К., Осипова Н.Н.) 

5

Электронный тренажер по математике для обучающихся  9 – 11 классов (Максимова В.П., Николаева  О.И., Никифорова Л.А.,Герасимова Н.В.) 

Увеличение количества выпускников, успешно проходящих ГИА.

Развитие УУД. ГИА на 3 ступени МОУ. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Поступление выпускников в учреждения ВПО, СПО по профилю обучения.

Трудоустройство.

  6

Сборник тематических заданий к ГИА по математике (Максимова В.П., Николаева  О.И., Никифорова Л.А.,Герасимова Н.В.) 

         7.

Сборник тестовых заданий для итогового контроля 8 класса по математике (Максимова В.П., Николаева  О.И., Никифорова Л.А.,Герасимова Н.В.) 

         8

Сборник тестовых заданий для переводных заданий в 10 профильных классов в форме ЕГЭ (Максимова В.П., Николаева  О.И., Никифорова Л.А.,Герасимова Н.В.) 

9

Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ (Максимова В.П., Николаева  О.И., Никифорова Л.А.,Герасимова Н.В.) 

         10

Авторская программа по косторезному  делу «Прикосновение к творчеству» ( Петров А.А.).

Увеличение удельного веса детей, занимающихся творческой работой.

Развитие УУД. Участие на выставках, конкурсах, НПК.

         11

«Прикосновение к творчеству» (Петров А.А.)

     12

Программа «Кут» (Васильев В.Д.,).

13

Программа «Мындыр» (Максимов Н.С.).

14

Программа «Айар кут» (авторская группа).

15

«Норуот фольклоругар оло5уран о5о сацатын сайыннарыы» авторская программа (Данилова Н.Ю.).

16

 «Юный автолюбитель» (Иванов И.Н.).

17

 «Растениеводство(ландшафтный дизайн)» (Гаврильева В.И.).

18

 «Таксидермия» (Герасимов И.Г.).

19

Программа «Экономика дойдутугар» (авторы: творческая группа воспитателей МДОУ ЦРР – Д/с №3 «Ньургуhун»).

Увеличение числа 9-классников, выбирающих социально-экономический профиль обучения.

Развитие УУД.

Профессиональное самоопределение по профилю обучения. Поступление в учреждения ВПО и СПО экономического профиля.

    20

Программа «Экономическая азбука»

 ( Максимова Л.П.).

21

Программа «Экономика устун айан» ( Никитина Н.А.).

22

Программа элективного курса «Юный банкир» (Гаврильева Д.М.)

23

 «Экономика села»(Чагылысов И.И.)

24

Песенник «Улэлиир учугэй» (Попова С.Н., Максимова Л.П.).

Удельный вес детей, способных к самостоятельному усвоению умений и навыков.

Развитие УУД. Повышение уровня обученности и воспитанности обучающихся.

25

Электронное пособие «Хоро5ор муостаахтыын чугастык билсиhиэ5ин» ( Васильева М.В.).

26

Электронное пособие «Саха народнай поэта Л.А.Попов терде-ууhа» (Ноговицына Е.П., Никифорова Л.С., Михайлова Т.Г) .

27

Сайдыы холбуката (творческая группа воспитателей МДОУ ЦРР – Д/с №3 «Ньургуhун»).

28

«Ей сатабыла» методическое пособие (Мохова А.А., Тихонова А.П., Попова Л.С.).

29

«Аа5ыах эрэ» пособие для учителей и учащихся (Мохова А.А., Тихонова А.П., Попова Л.С.).

30

Оригами и развитие речи методическое пособие (Иннокентьева Ж.Н.).

Приложение №5

Основные социальные проекты и проекты взаимодействия с социумом за последние три года

Партнеры

Результаты

1

Проект «Детская парковая лаборатория «Школа в музее» МОУ «Тойбохойская СОШ».

ГОУ ЦДОД «Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е.Бессонова», МО «Тойбохойский наслег».

Грант Министерства образования РС(Я) на Вилюйской педагогической ярмарке «Образовательная марка»(2009 г.).

Никифоров И-образ.тур по странам Европы «Салют, Победа!»,Попов И.-1м.на улусной НПК «Шаг в будущее», респ.НПК «Шаг в будущее» -свид., 1м.на улусной НПК исследователей олонхо.

2

Проект «Школа – клуб «Спектр успеха» МОУ «Тойбохойская СОШ».

МОУ «Тойбохойский детский дом им. С.Г.Кривошапкина».

Сертификат на Вилюйской педагогической ярмарке «Образовательная марка» (2010).

3

Проект «Клуб «Харалдьык».

СДК «Кыталык» с. Тойбохой.

Сборник первых стихов обучающихся.

4

Проект «Сир киэнэ кэрэтэ Тойбохой» МОУ «Тойбохойская СОШ».

ГОУ ЦДОД «Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е.Бессонова», Сунтарская НОШ, Кемпендяйская СОШ, Тюбяй-Жарханская СОШ.

РЭП «Сетевое взаимодействие Тур домой».

5

Проект «Модно быть здоровым» МОУ «Тойбохойская СОШ» (Мордовская В.И., Степанова М.Е., Семенова Р.Я.).

Тойбохойская участковая больница, СДК «Кыталык».

1 место на улусном смотре инсценировок «ЗППП».

6

Проект «Арылахские школы на острове «Алмазная провинция».

Школа №6 Мирнинского района

Грант главы Вилюйского улуса (2010).

7

Проект «Читаем сами» МОУ «Тойбохойская СОШ» (авторская группа).

Тойбохойская сельская библиотека.

1 место на улусном конкурсе образовательных проектов.

8

Проект «Банк кулум» МОУ «Харбалахская СОШ».

Сбербанк – Верхневилюйский филиал, МО «Харбалахский наслег».

Спонсорская помощь на мероприятиях.

9

Проект «Экологический десант».

Общественность Намского наслега.

Участие в  культурных меропрятиях наслега, уход за  памятниками территории реки Чыбыыда, Быракан.

10

Проект «КУО».

Народные мастера- умельцы, домохозяйки.

Участие в конкурсе проектов «Педагогика любви».

11

Проект «Мындыр»

Рационализаторы села.

 Егоров Дьулустаан - Всероссийский научный форум «Шаг в будущее», 2008. Улусная НПК «Шаг в будущее» Муксунов Вася, Максимов Айсен -1 место.региональная НПК «Шаг в будущее» Муксунов Вася -2 м., респ.НПК «Шаг в будущее» Егоров Дьулустаан – лауреат. Ильин Дьулустаан – участие, Муксунов Вася – участие.Улусная НПК «Шаг в будущее» Муксунов Вася--1, Максимов Айсен -2 место,  респ. НПК «Шаг в будущее» Муксунов Вася -3 м., Максимов Айсен–участие. Респ. Конкурс научно-технических проектов– 3 место.

12

Проект  «Художественная резьба по кости».

Детский центр «Тускул» в с. Верхневилюйск.

Выставка прикл.иск. «Радуга Севера»- 1м, команда – 3 м.- респ. Росс. фестиваль косторезов – свид.,Васильев Ньургун- «Мастерами славится Россия» Всеросс. конкурс-3м.,Николаев Филипп -«Косторезное искусство России» Всеросс.конкурс – свид., Семенов Коля-17 респ.выставка творчества, посв.65-летию ВОВ «Северный цветок» - 1 место.

13

Проект «Тыа ыалын тыыныгар иитии».

Обучающиеся, учителя, родители.

1 место в республ. конкурсе проектов «Педагогика любви».

14

Проект «КУТ»(куукула умсул5аннаах тыйаатыра) ДО.

Учащиеся, учителя, родители

1 место в региональном конкурсе проектов «Творчество к успеху»

15

Проект «Дойдум устун айан.»

Музеи наслегов улуса, села, школ, родители, обучающиеся.

Респ.образоват.ярмарка.- г.Вилюйск – сертификат.

17

Проект «СССР».

Классные руководители, родители

Участник улусного конкурса проектов среди молодых учителей

18

Проект «Умсул5ан.»

Молодые учителя, жители наслега.

Создание в селе клубов по интересам.

19

Проект «Телен»-  ыччат сурунаала.

Безработная молодежь наслега, молодые учителя.

Грант молодежи улуса на конкурсе молодежных проектов.

20

Проект «Кумаа5ы умсул5ана»

Учителя, обучающиеся, родители.

Сертификат в региональном конкурсе проектов «Творчество к успеху».

21

Проект «АЛТА УОН БИЭС».

Ветераны тыла села, учащиеся, учителя-предметники.

1 место в кустовом конкурсе проектов.

22

Проект «Илин уонна ар5аа»

Военкомат, Верхневилюйский лицей, школа им. И.Н.Барахова №1.

Грант молодежи улуса

23

Проект «Биэс»

Музей истории села.

Участник респ.образовательной ярмарки

24

Единое образовательное пространство «Семья, социум, предприятия»

·                 СХПК «Чолбон»  животноводческий комплекс и летние фермы.

·                    Филиал ветеринарного управления – ветлаборатория.

·                    Филиал Телеком – АТС.

·                    Магазин «Мария».

·                    Сельская библиотека.

·                    Музей истории села.

·                    Музей П.Н.Тобурокова.

·                    Дом культуры.

·                    Участковая больница.

·                    Детский сад «Кэнчээри».

·                    Верхневилюйская нефтебаза.

·                    КХ «Хампа».

    Развитие УУД. Социализация школьников.

Приложение №6

Формы государственно-общественного управления  и школьного самоуправления

Год  создания

Описание

           1

Управляющий Совет МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова».

 2007

Занимается вопросами распределения стимулирующих выплат педагогам.

           2

Управляющий совет МДОУ ЦРР Д/с №3 «Ньургуhун».

2010

Занимается комплектованием детей, организацией ВОП.

3

Управляющий совет школы МОУ «Арылахская СОШ им. Л.Попова агротехнологического профиля».

2008

Занимается вопросами развития агрошколы.

4

Управляющий совет школы МОУ «Харбалахская СОШ».

2010

ШУС – коллегиальный орган управления  школой, реализующий демократический и государственно-общественный характер управления образованием.

5

Детская организация «Кэнчээри», Детская республика «Новое поколение» МОУ «Тойбохойская СОШ»

1998

Детская республика «Новое поколение» объединяет 238 обучающихся с 5 по 11 класс и ее спутник – детская организация «Кэнчээри», в которой 92 младших щкольников. Главным законодательным органом является республиканский совет, где входят 7 министерств во главе  с Президентом ДР. Министерства руководят важнейшими направлениями школьной жизни, создают и управляют советами классов. Каждый класс представляет свой «Город», в котором он живет, имеет название, герб, флаг.

6

  Детская организация им. И. Барахова МОУ «Харбалахская СОШ»

2001

Совет состоит из 11 человек. ПС  представляет интересы родителей, учащихся и других физических и юридических лиц перед администрацией.Совет учащихся ставит своей целью: создание условий для развития самостоятельности лидерских качеств обучающихся.

7

Детская Республика «Кэскил» - орган школьного самоуправления МОУ «Намская СОШ».

2003

В Республику входят 12 городов, которыми управляют МЭРы. Основной Закон – Конституция и Закон о выборах и др. Положения разрабатываются парламентом. Правительством руководит Президент. Правительство состоит из министерств: образования, экономики, культуры, труда и экологии, правопорядка, СМИ, спорта и здоровья. Каждый гражданин республики получает заработную плату за общественный труд  и качественную учебу. Оплата производится школьной валютой «романовка». Подведение итогов работы ДР осуществляется в конце каждой четверти. Успехи каждого города отражается на информационном стенде, школьных средствах массовой информации.

Приложение №7

Дополнительные образовательные услуги

Стоимость

Описание

1

Профессиональное обучение профессиям «Оператор ЭВМ и ВТ», «Тракторист – машинист 3 класса категории ВСЕ», «Водитель автотранспортных средств категории А и В» в МОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г.Акимова».

6 тыс.руб.по каждой профессии.

Мастера производственного обучения проводят для старшеклассников практические занятия. Затем обучающиеся сдают квалификационные экзамены и получают документы государственного образца.

2

Платный кружок по ритмике МДОУ №2 «Чуораанчык» с. Тойбохой

200 рб

(в месяц)

 

3

Издание газеты «Чуораанчык» МДОУ №2 «Чуораанчык» с. Тойбохой

20 рб.(1. экз)

 

  4

Издание газеты «Лучком» Тойбохойской СОШ

10р. (1 экз)

Обучающиеся –корреспонденты собирают материал и издают раз в месяц и по праздникам свою газету.

5

Издание газеты для родителей «Кулунчук»

10 р. (1 экз)

 

6

Кружок «Дуобат» и танцевальный кружок МДОУ     ЦРР Д/с №1 «Туллукчаан» с.Сунтар

200 рб

(в месяц)

 

7

 Консультации по подготовке к ЕГЭ для выпускников прошлых лет МОУ «Намская СОШ»

100 р.(1 час)

 

8

Пользование услугами школьной библиотеки МОУ «Намская СОШ»

10 р. (1 экз)

 

9

Пользование услугами медиатеки (интернет) МОУ «Намская СОШ»

30 р. (1 час)

 
Hosted by uCoz