Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Республики Саха (Якутии)

Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса(района

Муниципальное образовательное учреждение

 "Тойбохойская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Бессонова"

Семенова Татьяна Ивановна

Главная Резюме Эссе Повышение квалификации

Учебная и внеучебная деятельность

Распространение

опыта

Использование инновационных

образовательных технологий

Экспериментальная работа Социализация выпускников Отзывы Грамоты, сертификаты

        

 Эссе              

                      Развитие исследовательских умений и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время достаточно актуально, потому что в современных условиях одним из приоритетных направлений обучения является развитие личности учащегося, реализация его возможностей и способностей.  Для  решения  данной  проблемы  существуют  разные образовательные  технологии, которые помогают обеспечивать достижения  результативности  обучения  русскому  языку  и  литературе. Одна из них – технология организации исследовательской  работы  учащихся.  Это  процесс  совместной  деятельности  учащихся  и  педагога  по  выявлению  сущности  изучаемых явлений и процессов, по открытию новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Это творческая работа, выражающаяся в постановке и решении задач и проблем, в поиске новых способов их решения.

                   Организация  исследовательской  работы  учащихся  преследует  цель  развития  творческого  потенциала  детей. Чтобы  достигнуть  данной  цели,  решаются  следующие  задачи:

- формировать  интересы, склонности  учащихся  к  исследовательской  деятельности, умения  и  навыки  проведения  исследований.

- развивать  познавательный  интерес, потому  что  процесс  обучения  в  школе  включает  не  только  усвоение  сложной  системы  знаний, но  также  развитие  самих  познавательных  интересов  учащихся, потому  что  именно  они  служат  основой  развития  их  творческих  способностей.

-развивать  умения  самостоятельно, творчески  мыслить  и  использовать  их  на  практике.

-способствовать  развитию  наблюдательности, внимательности, аналитических  навыков.

           Перед  учителем  стоит  задача  развития  на  каждом  возрастном  этапе  творческой  активности  учащихся. Он  поддерживает  каждого  ребенка  в  проявлении  творчества, поощряет  успехи и ошибки  детей  рассматривает,  как  накапливаемый  им  опыт.  

           Большую  роль  в  развитии  творческой  активности  учащихся  на  уроках  литературы  играют  элементы  исследовательского  метода. Его  цель: подготовить  учащихся  к  самостоятельному  изучению  литературных произведений, умению  оценивать  их  идейные  и  художественные  достоинства, выработать  критерии  их  оценки, совершенствовать  художественный  вкус. Главный прием проявления  исследовательского  метода:  выдвижение  учителем  проблемы  для  всего  класса, причем  ряд  аспектов  этой  проблемы  разрабатывается  группами  учащихся  и  отдельными  из  них. Учитель  может  указать  источники  и  пособия  или  рекомендовать  их  найти  самим; предложить  ряд  тем  сочинений. Он  предлагает  для  самостоятельного  анализа  произведения, изучаемые  по  программе  или  произведения  по  выбору  самих  учащихся. Выдвигая  темы, создавая  проблемные  ситуации, учитель  консультирует  учащихся, направляет  их  поиски, помогает  разобраться  в  сложных  вопросах. Например, на проблемно-развивающем уроке по  роману  М.Ю.Лермонтова  «Герой  нашего  времени» в  9 классе, дано  учащимся   задание  исследовательского  характера: составить  таблицу  самохарактеристики  Печорина. Для  исследования  данного  вопроса  взяты  отрывки  из  дневников  героя. При  этом  поставлена  перед  учащимся  цель: исходя  из  текста,  придумать  вопросы, которые  раскрывают  работу  мыслей  Печорина, найти  соответствующие  их  подтверждения  и  выписать. В  результате  получилась  таблица  под  названием «Самоанализ  Печорина: стремление  познать  себя  и  свое  предназначение». После  работы  ребята  пришли  к  выводу, что  человек  всю  жизнь  учится  жить, задаваясь  вопросами: как жить, ради  чего, что  главное  для  человека  в  жизни. По  ходу  работы  возникает  множество  проблемных  вопросов.  Есть  о  чем  поговорить  с  учащимся  на  тему: «Смысл  жизни». Здесь  Печорин  выступает  как  объект  психологического  исследования, исследования его  души. Данная работа  имеет  большое  значение  для  нравственного   самовоспитания  учащихся.

             Также  видами  деятельности  учащихся  в  развитии  исследовательских  навыков  могут  быть  самостоятельный  анализ  части, эпизода  изучаемого  произведения, анализ  целого  произведения, сопоставление  двух  или нескольких  произведений, анализ  образа  героя  с  обоснованием  своего  мнения, анализ  высказанных  в  критике  двух  и  нескольких  точек  зрения  на  проблему, сопоставление  литературного  произведения  с  его  экранизацией  т.д. Для  выполнения  этих  работ  учащимся  помогают  различные  схемы  и  примерные  планы  разборов разного типа, хорошо продуманные вопросы для размышления.                                

             Другими формами  исследовательской  работы  учащихся  являются: рефераты, доклады, сочинения  различного  жанра, отзывы, рецензии, различные  творческие  работы: (например, сочинение  маленьких  стихотворений  о  временах  года, переводы  стихотворений  русских  поэтов,  создание  собственных  сказок, рассказов, завершение  произведения, мини-сочинения по высказываниям великих людей и т.д.). Например, после  изучения  рассказа  А.П.Чехова «Ванька»  ребята  писали  его  продолжение, показывая  свои  творческие  воображения, фантазии. Как показали наблюдения, дети продолжали рассказ в соответствии с  замыслом писателя. Они представляли себе дальнейшую судьбу героя. Это позволяло им проникнуть в суть жизненной ситуации, изображенной в произведении. Дети старались, чтобы продолжение рассказа явилось логическим завершением его начала. А  в  6 классе, изучая  повесть  М.М.Пришвина «Кладовая  солнца», ребята  оформляли  карту  местности «Блудово  Болото». А по  7 главе  повести  Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба» делали  план  расположения  войск  и  рисовали  это  в  виде  схемы. Также  ученики  выполняют  иллюстрации  к  фразеологическим  оборотам, прочитанным  произведениям. Такие виды работ  способствуют  развитию  творческого  мышления  учащихся, овладению  ими  исследовательских  умений  и  навыков. Они  осуществляются не только на  уроках  русского  языка  и  литературы, но и  на  групповых  и  индивидуальных консультациях, дополнительных  занятиях, в  кружках  и  на  элективных курсах. Работа  организуется  с  учетом  возрастов, возможностей,  способностей и интересов учащихся.

                Каждый  год учащиеся писали  доклады  и  участвовали  в  школьных, кустовых  и  улусных  НПК «Шаг  в  будущее». Исследовательская  работа    помогает  в  самореализации  творческих  способностей учащихся, в  обучении  их  культуре  умственного  труда  и  формированию  навыков  саморазвития, самовоспитания. Учащиеся, которые  написали  доклады, занимались  в  кружке  «Язык  художественных  произведений», поэтому, в  основном,  занимались  исследованием  особенностей  языка  писателей. Ими  написаны  доклады  на  следующие  темы: «Междометия  в  рассказе  А.П.Чехова  «Хамелеон», «Некоторые  изобразительно-выразительные  средства  языка  в  описании  природы  в  рассказе  И.С.Тургенева  «Бежин  луг», «Описание природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», «Истоки сказок А.С.Пушкина», «Тема Якутии в очерке И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада», «Изображение дворянского быта первой трети 19 века в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Пословицы и поговорки в речи персонажей повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». По  последней  теме  ученица  составила  картотеку  пословиц  и  поговорок, сделала  их  классификацию, работала  со  словарем  языка А.С.Пушкина  и  со  словарями  русских  народных  пословиц  и  поговорок, смотрела  видеофильм  режиссера  А.Прошкина  «Русский  бунт». Таким  образом, сопоставила  литературное  произведение  с  его  экранизацией, вела  исследование  особенностей  народного  языка  в  речи  персонажей  повести  А.С.Пушкина. Доклады  на  литературную  тему  являются  наиболее  активной  формой  творческой  деятельности  учащихся. Сущность  исследовательского  доклада  заключается  прежде  всего  в  том, что  создается  он  в  результате  самостоятельного  рассмотрения  учащимися  художественного  текста (эпизода, главы, отдельного  рассказа  или  стихотворения) под  углом  зрения  определенной  темы. Важен сам процесс работы. Он приучает мыслить и письменно излагать свои мысли. Это развивает не только исследовательское мышление, но и волю, самостоятельность, трудоспособность, усидчивость. В понятие общей подготовки к докладу включаем прежде всего установку на интерес к данной теме. Это мотивационная сторона занятий. Полезно беседовать с учеником о мотивах выбора им темы. Он должен обосновать свой выбор. Тема должна быть понятной, узкой и конкретной, чтобы ученик смог с успехом начать ее разработку, так как  главное для автора- умение писать на тему, что является ведущим началом деятельности ученика. После выбора темы особое внимание обращается на слова, вошедшие в заглавие.  С первых дней работы над темой ученику нужны систематический контроль и помощь.   

                  Важно, чтобы учащиеся  поняли, что  развитие интеллектуальных  творческих  способностей, самостоятельности  мышления, исследовательская  мотивация  возможны  только  путем  приобщения  к  самостоятельной  работе. Она  побуждает  учащихся  по  окончании  школы  успешно  продолжать  заниматься  самообразованием, научно-исследовательской  работой.

                  Таким  образом,  развитие  исследовательских  навыков  и  творческих  способностей  содействуют  активной  целенаправленной  речевой  деятельности  учащихся, владению  приемами  исследовательской  деятельности, развитию  их  творческого  потенциала  для  успешной  самореализации, формированию  информационной культуры, культуры   умственного  труда.

                 

                 

                       

                                                       

Hosted by uCoz